БТР-2023. День 6. Васса Железнова
Страсти по Железновым
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова – ВГИК, Москва. Актерский факультет
Максим Горький. «Васса»
Мастер курса и режиссер – Владимир Фокин
Обращение к классике в современном театре всегда сопровождается вопросом: а как это поставить? Стоит ли рассматривать произведение лишь как основу для собственного высказывания? Или же лучше все-таки разобраться в нём, углубиться в смыслы и идеи, показать истинно авторское мировоззрение?
«Классика – это на все времена». Именно такого мнения придерживаются режиссёр спектакля «Васса» Владимир Фокин и студенты его мастерской. «Мы пытались как можно глубже и точнее разобраться в тончайших нюансах человеческих отношений, искали причинно-следственные связи для каждого поворота сюжета, стремились быть доказательными в каждом поступке персонажей», – говорит Владимир Фокин.
Спектакль поставлен по второму варианту пьесы Максима Горького «Васса Железнова». Острый социальный конфликт, борьба капиталистического класса с новыми силами, разрушающими старое общество (точнее, то, что от него осталось), здесь показан в соединении с внутрисемейными ссорами и напряжёнными, натянутыми взаимоотношениями Железновых. Это сумасшедший дом, где все друг друга терпеть не могут, где у каждого свои секреты и тайны, где думают только о себе.
В спектакле образы героев проработаны аккуратно и тонко. Все они – отстранённые и холодные, наполненные фальшью и вызывающие презрение. Такими и должны быть персонажи Горького, ведь сам автор ненавидел их всех. Они зажаты и истеричны, а их низкие грудные голоса и дикие крики звучат жутко и устрашающе, разносятся эхом в полной тишине зала, заставляя ощутить какую-то пустоту и ненужность. Все чувства героев притуплены, и создаётся ощущение, что это не люди, и даже не звери с их животными инстинктами, а настоящие роботы. Машины, которым чужды человеческие страдания, которые лишь играют в жизнь, а на самом деле существуют в неком вакууме злобы, лжи и притворства.
Начало спектакля решено необычно. Актёры выходят на сцену в чёрных трико и футболках с эмблемой мастерской на спине, выстраиваются в линию на авансцене и объявляют: «Сейчас мы будем играть спектакль ”Васса” по пьесе Горького, но перед этим нам нужно немного подготовиться». Свет в зале гаснет, одна девочка берёт гитару, а остальные под романс «Твои глаза зелёные» перевоплощаются прямо на глазах у зрителя. Надевают платья и костюмы «эпохи модерн», переставляют мебель, выносят реквизит. И только после этого начинается само действие.
В наиболее драматические или событийные моменты появляется зловещая мелодия, создающая напряжение. Она напоминает атмосферу фильма ужаса, таинственную и пугающую. Однако за этим внешним эффектом иногда теряется внутреннее проживание, и кульминационные сцены не достигают возможного предела.
На мой взгляд, в спектакле не хватило развития действия. Всё идёт примерно на одном уровне, изредка поднимаясь на ступень выше. Поэтому и финал кажется резким, немного смазанным, внезапно остановившим этот безумный накал страстей дома Железновых.
Валерия БУСЛАЕВА,
ГИТИС, 1 курс