БТР-2024. День 1. Игорь Золотовицкий
Преемственность как линия жизни театральной школы
Ректор Школы-студии МХАТ, профессор, актер театра и кино Игорь Яковлевич Золотовицкий на фестивале «Будущее театральной России» не в первый раз. И это закономерно, поскольку без спектаклей Школы-студии МХАТ, у «руля» которой он уже более десяти лет, программу фестиваля трудно представить. Что думает этот большой и яркий человек о сегодняшнем дне театра и театральной школы, о театральном будущем тех, кто пришел в первый фестивальный день на встречу с ним?
Конечно, он думает о Константине Сергеевиче Станиславском, который был и остается главной фигурой в Школе-студии МХАТ. Однако невозможно не использовать и то, что привнесли в театральную педагогику его талантливые последователи. Преемственность, как линия жизни театральной школы — это главное. История России, история МХАТ, история драматургии завязаны на многообразии людей. И Станиславский, который в своей системе на вершину ставил именно человека, до сих пор пронизывает не только умы, но и сердца тех, для кого театр стал судьбой. Принести дань уважения и жить дальше, накапливая опыт и передавая его тем, кто когда-то отдаст дань уважения нам, сегодняшним.
Игорь Яковлевич — человек с замечательным чувством юмора, большой мастер рассказывать истории, которые происходили с ним или когда-то рассказаны ему другими. В его изложении истории о том, как в знаменитом ресторане «Славянский базар» Станиславский и Немирович-Данченко просидели 15 часов и просто ели, лишь мечтая о театре, возникали живые образы этих замечательных людей, бронзовые фигуры которых сегодня встречают зрителей в Камергерском переулке. Потом, когда они стали выдающимися мастерами, писали друг другу письма с приглашениями на дачу, чтобы там посидеть в тишине, вместе помечтать, как тогда, в «Славянском базаре»… Великие люди не меньше других грезили о счастливой жизни.
Золотовицкий более 40 лет служит Школе-студии, и за это время побывал в разных «амплуа»: от студента — до ректора. На этом пути ему везло на встречи и работу с талантливыми людьми. И с каждым из них у Игоря Яковлевича была своя история, которая не просто запоминалась, а влияла на его личность. Эти истории очень нужны театральному педагогу Золотовицкому сегодня: рассказать историю — значит передать дух времени и яркий след талантливого человека.
А вчером фактурные («породистые»), музыкальные, пластичные студенты Школы-студии МХАТ на сцене Театра имени Федора Волкова демонстрировали сегоднящний уровень той самой школы, о которой Игорь Яковлевич так увлекательно-заразительно расказывал двумя часами раньше.
«Породистые» — это те, кого невозможно не заметить. Если понаблюдать за молодыми актерами, то после спектакля каждый из них выглядит так, словно он изменил мир. И, возможно, это правда. И почему-то вспомнились слова композитора Генделя: «Я сожалею, если мне удалось лишь развлечь людей, ведь я хотел сделать их лучше». Именно так думает любой человек искусства, каждый по-своему пытается преобразить мир и сделать его лучше.
В чем же отличае театральной школы, которую демонстрируют студенты Школы-студии МХАТ? В свободе внутренней и внешней; в незыблимых основах, рассказанных современным театральным языком; в верности театру; в любви к большому и маленькому человеку, в стремлении разделить его боль и радость… Однако можно смело утверждать, что эти слова и о современной театральной школе в целом. И их можно отнести к каждой театральной школе, с которой мы ждем встречи на фестивале.
Дарья Батурина,
ЯГТИ им. Ф.Шишигина