БТР-2024. День 3. Последняя жертва

И если навсегда, то навсегда прощай

 

Новосибирский государственный театральный институт

А.Н. Островский «Последняя жертва»

Художественный руководитель курса – Андрей Бутрин

 

                Героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Последняя жертва» – молодая вдова Юлия Тугина – полюбила негодяя, игрока и повесу Вадима Дульчина. Она потратила на него все свое состояние и теперь готова на «последнюю жертву» – отчаянный и унизительный шаг: идти к богатому купцу Прибыткову и просить у него деньги, чтобы спасти возлюбленного от долговой ямы. Но влюбленный в Тугину старик хорошо знает, какой капитал требуется для приобретения счастья. Финал этой мелодраматической истории красив и сентиментален: раскрыв глаза Юлии и излечив ее от унизительного чувства, Прибытков дарит ей свою любовь и покровительство.

                Спектакль отличается яркими актерскими работами, и для ребят это хороший опыт создания и поиска своего собственного амплуа. С начала действия зрителей погружают в пространство, где свет свечей в темноте и звучание церковного хорала настраивают на начинающееся священнодействие. Главная героиня молодая вдова Тугина наблюдает за венчанием молодоженов. Но вот тонкий высокий голос произносит слово «прощай», и артисты, словно рассыпанный бисер, переменили мизансцену – теперь церковное таинство сменяется на обыкновенный быт.

                Перед нами пара стульев, столик и стоящий на нем самовар – это центр притяжения всех действующих персонажей. В дом приходит Глафира Фирсовна (тетка Юлии, пожилая небогатая женщина) и толкует со старой ключницей Михеевной о жизни молодой девушки. Тетка заботится о судьбе своей племянницы и расспрашивает о часто упоминаемом в этом доме Вадиме Григорьевиче Дульчине. Это будущий жених. Известно, что он человек ненадежный и ко всему азартный игрок. Глафира, с одной стороны, вызывает положительные эмоции, поскольку опекает она Юлию со всей теплотой сердца, а с другой – она переживает исключительно за свою… шубу. Именно шубу в качестве материальной благодарности обещал ей Прибытков. Но и это не вызывает отрицательного отношения – актриса преподносит героиню так, что в любом случае чувствуется правильность ее поступков. С надменным леденяще-жарким исполнением, не на одной монотонной линии, а в проживании образа, она гармонично существует в чужих жизнях через диалог. Ненавязчиво спрашивает, у кого как обстоят домашние дела, интересуется социальным положением, разносит вести и сплетни.

                Лука Герасимыч Дергачев, приятель Дульчина, довольно невзрачный господин и по фигуре, и по костюму – так он обозначен у Островского. В спектакле же это эффектный молодой человек с красивой внешностью. Он, словно вестник любви, приносит в дом письмо от Вадима.

                Череда посетителей дома Тугиной на этом не заканчивается. Уверенной поступью заходит Флор Федулыч Прибытков. «Очень богатый купец» глаз от Юлии не отводит, словно оценивая ее как товар. Заботливо и насмешливо он заводит разговор о деньгах, говоря, что сберегать – это дело мужчин, а «у женщин беречь нельзя, у них отберут». Как предвестник беды, Флор Федулыч заставляет задуматься Юлию и зрителей над помыслами будущего жениха Вадима. А когда он узнает о помолвке молодых, меняется в лице и уже ведет диалог с агрессивным напором. Но Тугина, что бы она не делала, сохраняет свое женское достоинство. С Вадимом же все иначе – актриса ведет роль в других тональностях, поддаваясь на его непринужденную, но открытую жалобность.

                Во втором акте сцена превращается то ли в предсвадебный шумный балаган, то ли в казино, где разыгрывают невест. В чехарде эмоций, слов, поступков, ситуаций, сплетен всё человеческое, что ещё у немногих оставалось, теряется и забывается. Доносит это до конца спектакля Глафира Фирсовна, которая искренне скорбит о душевно умершей Юленьке, как если бы была она мертва физически. В этом нет фальши и напыщенности.

                Завершается спектакль выверенным расположением по сцене бездушных образов персонажей спектакля, которые по ситуации распределились на места «как должно и удобно» – Тугина в паре с Прибытковым, Дульчин в стороне. Закольцовывается действие все тем же звонким словом «прощай», словно призывающим зрителя к размышлениям над судьбами несчастных людей.

 

Надежда Христюшина
ГИТИС

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги