БТР-2024. День 3. Разговоры после погребения

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова – ВГИК, Москва.

Ясмина Реза «Разговоры после погребения»

Режиссер – Юлия Меньшова.

 

О жизни, смерти и любви

 

        Решились бы вы приехать в дом к бывшему возлюбленному и заняться сексом с его братом на свежей могиле их отца? Для вас это «танцы на костях» или «победа любви над смертью»?

        Пьеса «Разговоры после погребения», написанная французской писательницей с российскими корнями Ясминой Реза, такая же утонченная, как и сама Франция. В первую очередь это драма об откровениях, возникающих внутри одной семьи в день погребения отца. Кажется, на сцене развернется история, полная траурного трагизма, печали, разного рода воспоминаний и пробуждения давно угасших чувств…

        Во французской драматургии издавна наблюдается неразрывное трио — жизнь, смерть и любовь. Форма, в которую в спектакле отправлены эти темы, довольно острая, порой гротесковая, неожиданная, парадоксально эмоциональная. Здесь Алекс со смешком наблюдает за тем, как его брат Натан «окучивает» Элизу, которая несколько лет назад принесла раздор в братские отношения, закрутив роман с ними обоими. Актриса, исполнившая роль Элизы, почти незаметна на сцене. Она пугливо бегает глазами по зрительному залу и с задержкой открывает рот, чтобы засмеяться. Складывается ощущение, что она является в семью в качестве «красной мулеты» в глазах Алекса. А его не столько волнует смерть отца, сколько любовные интриги брата и бывшей возлюбленной.

        С каждым ее выходом на сцену Алекс поджидает момент, когда можно будет закричать и начать раскидывать стулья, спровоцировать ссору или выкинуть из кресла пожилого дядюшку. Он демонстрирует бунт, выдающий в нем подростка, затаившего обиды на отца. Но это единственный персонаж, кто испытывает хоть какие-то эмоции в связи с погребением близкого человека: он вспоминает последнюю встречу и даже случайно брошенные обидные фразы, пока состригает чертополох возле могилы. «Когда я умру, никто не придет плакать на мою могилу из-за куриной ножки» — этой фразой дядюшка Пьер закрывает сцену, свет гаснет под плач Алекса.

        О возрасте и жизни каждого персонажа зритель узнает в ходе развития сюжета. Натан в сознании всех членов семьи однозначно положительный персонаж: он рационален, заботлив, именно он приносит овощи с рынка, чтобы объединить всех за приготовлением ужина. Большую часть постановки он занят именно делом, а если вступает в диалог, то говорит размеренно и четко. И пусть главной проблемой для Алекса является именно нежелание брата увидеть его чувства, это так и остается в затемнении, хоть в финале и разрешается одномоментно.

        Их сестра Эдит поначалу представляется неуверенной в себе девушкой: глаза спрятаны за очками, а волосы собраны в тугой пучок, да и сама она признается в своих жизненных неудачах. Не меньше брата ее тревожит приезд Элизы, но возразить она пока не может. Но после откровенного разговора с Натаном под дождем девушка распускает волосы, надевает легкое платье и, наконец, взрывается эмоциями, заявляя Элизе, что она здесь лишняя.

        Дядюшке Пьеру вот уже 65 лет, а его спутнице Жюльен 54. Головы актеров припорошены тальком, на шее висят очки, атрибуты старости мелькают и тут же меркнут, как только актер начинает движение в своем ритме. Некоторую неопределенность вызывают моменты, когда становится известен физический возраст героев. С одной стороны, этот метод существования актера можно расценить как авторский психологизм, ведь Алекс, походящий на подростка, действительно переживает что-то похожее на подростковый кризис; а Пьер и Жюльен не поддаются старости, благодаря сохранившемуся кокетству в их отношениях. Но с другой стороны, видя седую прядь Жюльен, хрипотцу в голосе и перебежки на тонких каблуках, зритель ощущает дисгармонию и неубедительность происходящего.

        Возможно, получился бы замечательный радиоспектакль, поскольку актеры активно используют свои речевые данные. Радио бы поселило верную картинку в сознании слушателей и не отвлекало бы на мысли о неубедительности происходящего. Так, например, совершенно неясно, зачем герои напряженной пьесы танцуют с овощами за долгой рядовой беседой.

        Ко второму акту зал остался почти полным, и стоит отметить, что, невзирая на некоторые нюансы, актерский состав вызывает эмпатию. Действия были ограничены бытовым многословием, которое заставляло заскучать. Ожидаемой драматической развязки не случилось, спектакль незаметно подошел к финалу: Эдит пригласит на ночь ухажера, Элиза и Натан вернутся домой, Алекс уже не станет возражать, а пожилая пара соберется уезжать. Буря, которая поочередно настигала и мучительно закручивала каждого персонажа, в один момент рассеялась, и показалось солнце.

        Герои истории явно испытывают претензии друг к другу, и финал не разъясняет, что конфликты позади, что каждый был услышан и понят.

        Эта история о человеческих страхах и волнующих откровениях, и стоит проявить искреннее желание услышать их. Именно в утонченности души и внимании к каждой, даже самой простой подробности заключаются принципы французского жизненного уклада. Актеры проделали кропотливую работу, чтобы постичь своих персонажей и донести до зрительного зала их больную и хрупкую жизнь. Опыт работы с таким неожиданным и сложным для театральной школы текстом полезен на пути профессионального становления.

 

Анастасия Сидоркина

ЯГТИ им. Ф. Шишигина

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги