БТР-2024. День 4. Грех да беда на кого не живет

Так не доставайся ж ты никому!

 

Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина.

А.Н. Островский «Грех да беда на кого не живет»

Художественный руководитель курса – В.А. Сафронов

 

            Четвертый выпускной курс Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина представил редко попадающую на русскую сцену пьесу А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет» (в Волковском театре, как сообщает театральный сайт, её последний раз ставили ровно 110 лет назад – в 1914 году). И хотя определение «русская трагедия» прочно закрепилось за другой пьесой Островского – «Гроза», драма «Грех да беда на кого не живет» не уступает по масштабу событий и характеру катастрофы калиновской истории.

            В центре сюжета – безденежная красавица Татьяна Даниловна, вынужденная из-за бедственных обстоятельств выйти замуж за постылого-нелюбимого лавочника Льва Краснова. В прошлом осталась её любовь к Валентину Павловичу Бабаеву, который три года назад уехал в Петербург. Но когда Бабаев на несколько дней возвращается в городок, Татьяна понимает, что ее любовь никуда не делась, и жить с нелюбимым ей теперь совсем невмоготу.

            Декорационное оформление спектакля не отличается обилием деталей, но при этом исторически точно соответствует художественному миру Островского. Предметы быта – стол с белой кружевной скатертью, непременный самовар в доме Красновых, костюмы героев будто напрямую изъяты из повседневной жизни второй половины девятнадцатого столетия. Однако атмосфера спектакля не лишена и некой таинственности, создаваемой черным задником, символизирующим бескрайнюю тьму или пропасть.

            Сцена разделена на две части: одна половина отведена квартире, которую занимает Бабаев, другая – дому Красновых. Но первое появление Татьяны Даниловны (Евдокия Юшкевич) случается на нейтральной территории – в парке, обозначенном стоящей в центре лавочкой. По законам религиозным и нравственным ее сторона – дом мужа, сама же она рвется на противоположную сторону – к любимому.

            Главным искусителем в этой истории выступает сестра Красновой – Лукерья Даниловна Жмигулина (Любовь Баленко), которая подталкивает Татьяну на встречи с Бабаевым (Федор Попов). Особой выразительностью наполнена пластика передвижений Лукерьи. Как гусыня, она важно расхаживает за спинами влюбленных, сидящих на лавочке, вслушиваясь и реагируя на их речи. Плавные и расчетливые движения Л. Баленко, ее озорно бегающие глазки соответствуют хитрой и лицемерной сущности героини.

            Валентин Павлович Бабаев возвращается из столицы в родной город питерским денди: его волосы по-модному зализаны, он одет в черный элегантный фрак, а его манеры и речь отточены до блеска. Но его книжная вычурность не вызывает доверия. А вот муж Татьяны Дмитриевны Лев Родионыч Краснов (Филипп Третьяков) являет собой коренного «русака» – человека с большим сердцем, широкой душой и мужицкой силой. В нём можно увидеть черты и Парфёна Рогожина, и шишковского Прохора Громова. Здороваясь с женой, он смотрит на нее горящими глазами. Нет сомнений, что Краснов способен искренне любить. Ради Татьяны Даниловны он готов на всё, в том числе – на долгое ожидание её любви.

            Однако судьбоносный выбор Красновой сделан: она убегает к Бабаеву, о чем узнают брат и сестра Льва Родионыча. В финальной сцене, полной драматического накала и напряжения, после длительного молчания жена сознается мужу, что не любит его. Обманутого, морально разбитого Краснова родственники убеждают, что его жена таки сбежит с любовником. В сердцах он бросается догонять ее. Из-за кулис слышится женский вскрик, а через несколько мнгновений на сцену выходит лихорадочно трясущийся Краснов и говорит: «Я жену убил»…

            Представленная пьеса была написана Островским полтора века назад, но психологически точные характеры персонажей словно приглашают зрителя к переосмыслению современных проблем. Актерам удалось не только воплотить эти характеры сценически, сохраняя приметы времени и эпохи, но и сделать их узнаваемыми и понятными тем, кто сидел в зрительном зале.  

 

Нурия Ямилова,

ГИТИС

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги