БТР-2024. День 4. Маленькая принцесса
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
«Маленькая принцесса». По пьесе В. Ольшанского «Принцесса Кру»,
основанной на повести Ф. Бернетт «Маленькая принцесса»
Режиссер и художественный руководитель курса — Маргарита Бычкова
Принцессы не плачут
Программу фестиваля, ориентированную на юного зрителя, продолжил спектакль Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения «Маленькая принцесса». Автор пьесы драматург и киносценарист Виктор Иосифович Ольшанский известен как человек, пишущий пьесы для детей и подростков. Спектакль-сказка Маргариты Бычковой и ее студентов, поставленный в расчете на подростков и их родителей, для зрителя молодежного фестиваля тоже оказался близким.
Место действия — Лондон, дом, в котором находится «Образцовая школа для молодых девиц». В эту школу-пансион попадает приехавшая из Индии девочка Сара Кру. Здесь царит зло, зависть и лицемерие. Хозяйка «образцовой школы» Мисс Минчин по-особенному относится к Саре только лишь потому, что ее отец Капитан Кру богат. Когда же становится известно о гибели отца Сары, и сама Мисс Минчин, и ее воспитанницы начинают беззастенчивую травлю девочки. То, как к Саре относятся, можно назвать современным словом «буллинг», а проще — издевательство. Эта тема делает спектакль, действие которого происходит, кажется, так давно и «не у нас», актуальным, близким по проблематике молодому зрителю.
Сара Кру хорошо воспитана, отличается творческим умом, добротой, она мужественно справляется с обрушившимися на нее трудностями.
Жанр спектакля — сказка. Действие начинается с того, что на сцене появляется крыса по имени Мистер Мелхисидек. Он и станет своеобразным автором-повествователем. Рассуждая о природе людей, о том, что такое любовь, страх, он будет проводником по истории жизни Сары Кру.
Далеко не безупречная служанка Бекки подслушала разговор между Сарой и ее отцом, чтобы разузнать о девочке больше. Когда же «образцовые» школьницы издеваются над Бекки, Сара заступается за нее, а узнав о том, что она подслушивала, девочка не злится, остается доброй к служанке, с которой они вскоре становятся подругами. Именно из разговора Сары и Бекки зритель узнает, что девочка вовсе не принцесса, а дочь капитана: «Меня так папа называет всегда».
Сара живет не просто в «Образцовой школе для молодых девиц», а в жестоком мире взрослых людей. Однако, взрослея сама, она не становится частью этого жестокого мира, а делает его добрее, помогая другим. Пройдя через потери самых близких людей, беды и горе, она обретает верную дружбу и любовь.
Спектакль, сюжетные события которого далеко не радостны, наполнен добром, теплотой и силой характера Сары. Это позволяет режиссеру и его актерам не сгущать темные краски, а отдавать предпочтение яркому миру детства, что нашло воплощение в музыкальном и пластическом решении спектакля. Сара находит в себе силы не плакать, не винить весь мир в своей безрадостной и горькой жизни. Она становится принцессой — в своей фантазии, в воображении она именно принцесса, оказавшаяся в темнице. И если ты принцесса, то должна, обязана быть не только прекрасной внешне, но и доброй, справедливой, вежливой, умной, способной понять другого человека и разделить с ним его беды и радости.
Сказка — она для того и сказка, чтобы закончиться хорошо, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы радость вернулась в жизнь принцессы Сары и ее новых друзей. Так и должно быть.
София Сальникова,
ЯГТИ им. Ф. Шишигина