БТР-2024. День 5. Мандат
Московский государственный институт культуры
Н. Эрдман. «Мандат»
Художественные руководители курса – П.А. Белозерова, А.А. Марченко
О тяге к харчам пролетарского происхождения
«Весь мир – театр, а люди в нем актеры» – именно это шекспировское изречение становится путеводной театральной звездой для студентов четвертого курса МГИКа в спектакле «Мандат» в постановке Артура Марченко.
Сатирически и издевательски изображающая людей 1920-х годов комедия Николая Эрдмана основана на вполне классическом сюжете женитьбы с неклассическим видом приданного: требуются не материальные ценности, а родственник-большевик. Чтобы таки выдать дочь (Диана Бакурова) замуж, мать (Любовь Ершова) убеждает сына (Святослав Головченко) вступить в партию. Недоумение последнего сменяется на желание непременно стать партийным. В итоге Гулячкин самостоятельно «выдает» себе соответствующее удостоверение и зловеще стращает им других героев.
Параллельно развивается еще одна линия подмены-обмана, связанная с Настей (Полина Носкова) – кухаркой в доме Гулячкиных, ошибочно принятой за дочь императора Анастасию Николаевну. Закручивающийся вихрь подмен и перевертышей резво подхватывается режиссером и студентами мастерской и переносится на сцену.
В спектакле снижен обличительный и остросоциальный пафос Эрдмана, при этом гротесковость и гиперболизированность демонстрируется в полной мере. Режиссер формирует особое театральное измерение, заставленное громоздкими картонными коробками, вытянутыми то в длину, то в ширину. Сбоку от них располагается таинственная дверь с мутным стеклом. В нем отражается хаотичное движение фигур, издающих шум. Они с силой напирают на дверь и, наконец, вываливаются из нее. Начинаются танцы в стиле буги-вуги, перемешанные с элементами бродвейского джаза. Заданный прием с музыкальными вставками будет поддерживаться на протяжении всего спектакля. Повествование же принимает детективный характер с блуждающим по зрительному залу проектором, который словно «отыскивает» того или иного героя.
Помимо танцевальных номеров постановка насыщена песнями и игрой на музыкальных инструментах, что позволяет ребятам в полном объеме раскрыть свой уровень владения этими навыками.
Комедию Эрдмана, как пишет П.А. Марков, легко обвинить в чрезмерной хаотичности и несосредоточенности действия. И кажется, что именно это препятствие встало на пути режиссера и студентов. При всей динамичности и очаровательности спектакля, внутри постановки сохраняется легкая разбросанность и непроясненность определенных сюжетных линий. Однако смелость, отчаянность и высокий уровень актерской отдачи, сохраняющийся на протяжении всего спектакля, вызывает неподдельное восхищение. А сами актеры захватывают пространство не только сцены, но и зрительного зала: так, Настя, закутавшись в банное полотенце, перемещается между рядами, окидывая сидящих извинениями.
Надежда Петровна в исполнении Л. Ершовой – это хваткая, но простодушная женщина, носящая вещи на размер больше: в длинной черной юбке и широкой черной рубахе она напоминает, скорее, барыню, которая придерживается старых принципов, чем мать свежеиспеченного нэпмана. Хотя никто в сцене объявления младшим Гулячкиным о своем решении вступления в партию не радуется больше нее. Повизгивая от счастья, она со всей силы сжимает сына в объятиях.
Спектакль полон студенческой фееричности и юношеского задора. Искренность исполнения не оставляет зрителей равнодушными, и они провожают ребят во взрослую профессиональную жизнь криками «Браво!».
Нурия Ямилова
ГИТИС