БТР-2024. День 5. Шёпот, робкое дыханье...

Ярославский государственный театральный институт им. Ф. Шишигина
«Шёпот, робкое дыханье…» По произведениям А. Вампилова
Художественный руководитель курса, режиссёр — Татьяна Куценко


И лобзания, и слёзы, и заря…

 

        Пишущая машинка, небольшая зелёная лампа, листы бумаги на рабочем столе, чёрно-белые фотографии в деревянных рамках вдоль стены — здесь, в обустроенном по-своему уголке усердно трудится молодой человек. Что он пишет? Роман, повесть, эссе, статью в газету?

        Автор (Максим Беляев) обращается к зрителям: «Хорошо было бы родиться в Мелитополе…» Развивая эту мысль и всё больше погружаясь в счастливую мечту о южном крае, заканчивает возвращением в реальность: «А что, если ты родился в Сибири?».

        Иркутск упомянут не случайно: именно оттуда родом Александр Вампилов — автор, по чьим текстам создан спектакль «Шёпот, робкое дыханье…». До того, как стать драматургом, Вампилов писал небольшие рассказы. Начинающий прозаик, представленный в спектакле, лишён имени и фамилии. Он — связующее звено всех рассказов, создатель, глазами которого мы наблюдаем за людьми, сошедшими со страниц произведений. Однако это не отменяет отсылки к молодому Вампилову. Все рассказы, выбранные для спектакля, раскрывают природу отношений между мужчиной и женщиной: влюблённость, первые чувства, страх признания, расставания — человеческие переживания, так или иначе знакомые каждому сидящему в зале.

        Первый «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» лейтмотивом проходит через весь спектакль, объединяя остальные. В нём действует сам автор, тем самым создавая это и последующие произведения на основе собственной истории. На сценическую площадку выходят явно симпатизирующие друг другу молодые люди, пока неуверенные во взаимности чувств, они нервничают. Расстояние между ними уменьшается, сейчас или никогда… Но вместо трелей соловья раздаются протяжные кошачьи вопли. Момент испорчен, а молодые люди расходятся, чтобы так никогда больше и не встретиться. Стихотворение Афанасия Фета, ставшее названием рассказа, также начинается с «шёпота» и «робкого дыхания», а заканчивается слезами, зарёй и расставанием.

        Молодые герои следующих историй тоже встречаются и расстаются, а чувства влюблённости впоследствии обращаются лишь в горький опыт — плата за минуты счастья. Так мы подходим к следующему рассказу «Конец романа (дискуссия о любви в молодёжной газете)». Здесь автор вновь становится создателем и наблюдателем. Разворачивается эта история любви на обочине дороги, где случайно встретились Актёр (Кирилл Мингазов) и девушка Таня (Анна Соловьёва). У него ломается машина, а она гуляет, собирая цветы. Их завязавшийся диалог постепенно начинает превращаться в невинную игру, которая сближает молодых людей.

        Однако создаётся ощущение, что серьёзные чувства зарождаются только у Тани, Актёр же пускается в размышления о любви, произнося фразу: «Мы не знаем, кого целовать, и на всякий случай целуем всех, кто нам это позволяет» — словно неумышленно подчёркивая несерьёзность ситуации. Однако герою Мингазова удаётся расположить к себе семнадцатилетнюю девушку, а потом он исчезает так же внезапно, как и появился, оставив уже влюблённую Таню одну со своим чувством. Анна Соловьёва от лёгкой заинтересованности молодым человеком выходит на глубокое чувство. Она как будто действительно полюбила его за это короткое время, проведённое вместе. Поэтому, когда девушка в отчаянии бежит в редакцию, чтобы дать объявление о розыске Актера, в её растерянном взгляде весь спектр чувств: от желания найти до страха не встретить больше никогда, тоска и постепенно настигающее горькое осознание: «Я его только что потеряла». Ещё одна пара рассталась без возможности когда-либо встретиться.

        В рассказе «Страсть» ситуация немного иная, но и здесь расставание неизбежно. Молодой человек (Никита Воробьёв), волнуясь и от этого произнося много лишних слов, признаётся в любви Верочке (Нина Делекторская). Вот только она его не любит, поэтому на пылкое признание отвечает неопределенным «не знаю», пообещав дать окончательный ответ позже. А на следующий день Верочка выходит замуж за другого. У героини Нины Делекторской слов немного, но уже своим первым безмолвным появлением на сцене она приковывает к себе внимание. Актриса работает через оценки, взгляды, меняющуюся мимику. Нина в молчании понятна и органична, слова становятся не нужны, образ героини создаётся посредством иных актёрских приёмов.

        «Финский нож и персидская сирень» соединяет людей из разных миров. Молодой человек (Никита Лебедев) — грабитель, Оля Белянина (Алина Квартальнова) — «нежная, чуткая, отлично воспитанная девушка». Он решает её ограбить — снять часы, она же уверена, что с нею хотят познакомиться оригинальным способом. Никита Лебедев и Алина Квартальнова создают характеры достоверные, противоположные друг другу. С развитием действия раскрываются и персонажи: Оля с новым знакомым становится женственнее, улыбается, взгляд восторженный и заинтересованный, оттого так сильно бьёт по ней вскрывшаяся правда о новом знакомом, и чуть ли не в слезах обманутая девушка от него убегает. Молодой человек её не грабит, а когда она уходит, сам погружается в глубокую задумчивость. Происходит душевное ограбление, возможно, в таком случае лучше было бы лишиться часов, чем утирать слёзы и учиться заново доверять людям.

        «Эндшпиль», разделяющий спектакль пополам, облегчает атмосферу, созданную предыдущими рассказами. Здесь — дом отдыха, лето, жара, звучит композиция «Ландыши». Сомов (Дмитрий Куров) и Фёдор Акимович (Максим Беляев) играют в шахматы. Соперники по игре становятся соперниками в делах любовных. Так партия превращается в обсуждение отдыхающей здесь же Вербовой (Анастасия Семёнова), причём мужчины отзываются о ней не с самой лестной стороны. Так происходит ровно до того момента, пока не появляется лёгкая, веселая, улыбающаяся девушка. Тут разговоры смолкают, а всё внимание переключается на вошедшую Вербову. Однако Сомову и Фёдору Акимовичу остаётся лишь наблюдать за ней, поскольку героиня уходит кататься на лодке, её уже ждут. Мужчины досплетничались, девушка не выбрала никого из них, партия проиграна обоими.

        «Девичья память», поддерживая атмосферу предыдущего рассказа, пролетает в стремительном вихре и лёгкости. Альберт Дрынов (Евгений Шепелев) и Наденька Накидкина (Виктория Листкова) возвращаются с танцев. Парень хочет познакомиться с понравившейся девушкой поближе, вот только он совсем забыл, что ровно два месяца назад уже это сделал. Появившись на сцене, актёры сразу слились в танце, словно подчёркивая комичность самой ситуации. Героиня Виктории Листковой с интересом внимает собеседнику. Она посмеивается и, выжидая подходящий момент, напоминает ему о знакомстве, не упуская возможности подколоть парня и гордо покидает сцену. Дрынов же надолго не унывает: обдумав ситуацию, он улыбается и танцующей походкой уходит в противоположную сторону, видимо, возвращаясь на танцы, чтобы снова с кем-то познакомиться.

        «Конец романа» вновь о тяжёлом расставании, происходящем на маленькой привокзальной станции. Николай (Никита Лебедев) уезжает, Она (Ксения Леханова) его провожает. Самая обычная история. Николай сначала пытается убедить её в том, что никогда не любил, а минутой позже просит поехать с ним — циничное холодное признание в нелюбви Лебедев превращает в сказанную почти шёпотом нежную просьбу, за которой — внутренняя мольба. Однако звучит отказ — с тяжёлым сердцем принятое героиней Лехановой решение сказать «не могу», тем самым навсегда отделив себя от возлюбленного. «Тогда прощай» – вновь быстро переключившись, тем же ледяным тоном произносит Николай и уезжает навсегда.

        «Дом окнами в поле» — история, завершающая спектакль. Это одноактная пьеса Вампилова, предшествующая большой драматургии. Перед последним действием выходят два автора (второй — Владислав Грабарчук сменил первого в середине спектакля, вместе с ним поменялась и атмосфера рассказов) и признаются в том, что «бросить писать нельзя». Эта реплика — взвешенное решение людей, готовых посвятить выбранному творческому делу жизнь, как сделал Вампилов (последняя пьеса написана им за год до смерти). «Дом окнами в поле» — единственная история в спектакле, заканчивающаяся счастливым соединением, а не расставанием. Возможно, подчёркивая мысль о том, что искренне любящие друг друга всё равно будут вместе вопреки всему. Правда, признаться в своих взаимных чувствах Астафьева (Любовь Щукина) и Третьяков (Кирилл Мингазов) долго не могут — пытаются, тянут, а не выходит. Почему-то небезразличные друг другу люди стремятся расстаться, отдалиться, не решаясь раскрыть истинные чувства. Щукина и Мингазов, существуя в партнёрском дуэте, разными способами приводят своих персонажей к финальной мизансцене, когда оба понимают, что больше уже не расстанутся. Для этого необходимо пройти путь, в котором неизбежны неловкое молчание, откровения, мелкие ссоры и примирения.

        Студенты-актёры в каждом рассказе работают слаженно и добросовестно, создавая цельные образы людей со своими чувствами, мыслями, волнениями. Ребята сохраняют в персонажах лёгкость и озорство, боль от переживания отказов, неразделенной любви, расставаний. Они растворяются в героях, разделяя вместе с ними как горе, так и радость любви.

Диана Рафикова,

ГИТИС

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги