БТР-2024. День 6. Таланты и поклонники

Саратовская государственная консерватория им. Л. Собинова
Театральный институт
А.Н. Островский «Таланты и поклонники»
Художественный руководитель курса — Игорь Баголей
Режиссер — Любовь Баголей

 

И здесь кончается искусство…

 

         Мало кто задумывается, глядя на театральную афишу, о судьбах перечисленных на ней актеров. Зритель, сидящий в зале, не видит нитей закулисных интриг, не знает об узлах страстей. Какой ценой был обретен их успех? Какие тернии пришлось преодолеть звездным исполнителям?

         В дипломном спектакле студентов театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по пьесе Александра Островского «Таланты и поклонники» — театральные подмостки предстают, как на ладони. И всё происходящее на сцене соткано из множества противоречий.
         Актер — бесконечно зависимая профессия, но талант, коим обладает Негина, нельзя ограничивать, ведь ненароком его можно задушить. Александра Николаевна — олицетворение актерского дарования, бесконечно зависящего от… наличия поклонников. Она, будто натянутая струна, весь спектакль находится на грани. Вот-вот порвется. А звук от лопнувшей струны — останется незамеченным или оглушит всех вокруг?

         Отчаянное желание героини быть вольной никак неисполнимо, ведь профессия обрекает ее на вечную зависимость от зрителей. И каждый, кто, сидя в зале, восхищается ее талантом, в мыслях посягает на него, мечтает завладеть им. А другие актрисы — они тоже хотят поклонения и аплодисментов. Но исполнительница главной роли в труппе только одна.

         За прозрачным занавесом исполняет свой первый танец Александра Негина, она еще скрыта от зрителя, но к ней уже приближаются ее поклонники. Движениями, в которых считывается их страстный, хищный настрой, надвигаются они со стульями, не отрывая взгляда от Негиной. Они ставят стулья так, что вырисовывается зрительский зал. И каждый обладатель места в первом ряду строит планы, как овладеть этим талантом. Фигуры выставлены, партия началась.

            Все действие — схлестывающиеся на разных половинках сцены противоречия театрального закулисья и обыденной жизни известной артистки. В одной части Александра безостановочно репетирует сцены с хореографом, чутко прислушиваясь к каждому замечанию, в другой Матреша и Домна Пантелевна возятся с капустой. Ни одна, ни другая сторона не знают покоя.

            Отдельного внимания заслуживают все танцевально-вокальные партии актрис, особенно исполнительницы роли Негиной — Миланы Делавер. Тонкая и изящная, она словно парит над сценой. Грация и пластика актрисы завораживает зрителей, с наслаждением наблюдающих за выступлением героини. Можно только восхититься тем, с какой легкостью и озорством Милана переходит в живой, заводной народный танец в кокошнике. До мурашек пробирает и исполнение «Колыбельной» Чайковского. Эти вставки — режиссерская «изюминка» постановки, они очень гармонично вплетаются в ткань спектакля, придавая ему динамику, усиливают, подчеркивают и раскрывают суть происходящего, но не оттягивают на себя все внимание. Так, в сцене, где разыгрывается представление «Фру-фру со Смельской», в бурном, ярком, зажигательном танце перед зрителем предстает улыбчивая и заводная Негина, в душе у которой сотни вопросов и непониманий. Несколько минут назад она изливала свои терзания Нарокову, а сейчас, как ни в чем не бывало, с полной отдачей выступает на сцене.

            Во втором действии мы видим бенефисное выступление Негиной. Сила, скрывающаяся в этой хрупкой девушке, целиком захватывает зрителя. Артисты, изображающие публику, отзываются на каждое ее движение, они неосознанно всем телом тянутся за нею, невольно раскрывают рты. Но есть только один зритель, способный вырваться из ее чар, — во время исполнения «Колыбельной» зал покидает Великатов.

         Тонкими мазками Георгий Дубровский создает образ аккуратного, но внимательного, четкого игрока. Ход за ходом он выстраивает партию так, что в итоге добивается желаемого. Сомнений быть не может: Великатов знает, что добьется Александры любой ценой. За искренней улыбкой и привычной доброжелательностью скрывается сила, ничуть не уступающая упорству князя Дулебова. Спокойный, будто несколько отрешенный от драмы на сцене, Великатов с хладнокровием детектива фиксирует детали жизни Александры, ее желания и потребности. Так, не посягнув на гордость девушки, он выстраивает перед ней образ милого благодетеля, искренне заботящегося, преподносящего подарки и букеты не только ей, но и ее матери.

         Подаренное платье, выкупленный бенефис, букеты, шаль и рассказы о своей усадьбе — тонко спланированные ходы, которые лишь подготовили Александру к письму, оставляя ей иллюзию, что выбор остается за ней. Но вот она уже собрала вещи и в спешке отправилась на перрон, где ее ждет помещик Великатов в семейном вагоне. Теперь он владеет желанным талантом.

            Символично, что в последних сценах спектакля сплелись оба пространства: нет уже той части, что представляла собой дом Негиной, все аккуратно сложено в котомки, а атрибутика театра вместе с пожитками Домны Пантелевны перемещена на платформу, которая еще недавно была сценой. На краю платформы уже присели на дорожку все главные герои, они же игроки, которые еще не осознали своего поражения. Время отправляться: вагон с семьёй уходит вдаль, когда на подножку вскакивает Великатов. Партия окончена.

            Последняя мизансцена спектакля раскрывает суть и пьесы Островского, и будущей судьбы её главной героини. Вновь под софитами в облегающем светлом платье предстает Александра Николаевна. Ее движения ритмичны, резки. Этот танец — словно протест ее души, бьющейся внутри золотой клетки. Будет ли она счастлива в театре Великатова? Неизвестно. К платформе вновь стремятся герои спектакля, но теперь они не садятся рядом, они окружают ее. Вокруг талантливой актрисы всегда будут восторженные зрители. Да, в зрительном зале она дирижер их чувств, но все остальное время именно поклонники — повелители ее судьбы. В жизни они способны задушить ее талант, в миг решив ее судьбу. Рука на горле сжимается все сильнее, зрители замыкают круг…

 

Лейла ХАЛИМОВА,
ГИТИС

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги