БТР-2018. День 4. ЧудоЧудоЧеловек
«ЧУДОЧУДОЧЕЛОВЕК» (Взгляд снизу)
Школа-студия МХАТ
«ЧудоЧудоЧеловек»
Режиссер Марина Дровосекова
«..Талант посмотрит на любую вещь — и в каждой он найдет новую черту, новую сторону, старое чувство он перечувствует по-новому.. Всё дело художника — заявить мне про известную знакомую вещь так, чтобы мне показалось, что я только первый раз встречаюсь с ней, чтобы все мои прежние, обычные представления о вещи не заслонили бы её истинного смысла и значения..»
К.И. Чуковский.
Светлое, теплое пространство. Легкий, полупрозрачный занавес. За ним актеры – словно по волшебству ожившие детские игрушки или сказочные существа, рассказывают на ночь необыкновенную историю. И сам спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» Марины Дровосековой – мираж: легкий, очень радостный сон, с которым до боли не хочется расставаться.
Разговор о взрослом, обладавшим даром понимать язык детей. Трагическая история о писателе, загнанного в угол. Возможность взглянуть на знакомые с детства строки совершенно с другого ракурса. Феерия музыки, ритма, движения и слова. Как и работа студентов ЯГТИ «Мастерская. INSIDE», открывшая БТР, «ЧудоЧудоЧеловек» вырос из занятий по сценической речи. Но здесь все же больше чувствуется смысловая наполненность и единая цепь сюжета. Актеры 4-го курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого цитируют записи из дневника Корнея Чуковского, становятся живой иллюстрацией к его сказкам и поют, смешивая жанры, известные мелодии и неожиданные звуки. В спектакле нет привычных театральных образов — герои перевоплощаются по ходу действия. Они то зажигательно танцуют в летних, легких одеждах, то задумчиво делятся удивительными историями из жизни писателя, уютно устроившись под золотистым светом округлого, полубумажного светильника. Пространство театра им. Волкова на время спектакля будто бы перенеслось в одну из комнат дома Чуковского в Переделкино. Здесь растет чудо-дерево с белыми кедами, птицы из оригами замирают в полете, свисая с фонаря. Гремят тарелки и ложки, воинственно кричит индеец, топает Бармалей. Все происходящее на сцене можно сравнить с самой огромной и увлекательной «книгой-раскладушкой». Только тут каждое действие сиюминутно, и нельзя перевернуть обратно страницу, чтобы еще раз полюбоваться талантливо созданной иллюстрацией.
Сложно сказать на какой возраст рассчитана постановка. Внешне выдержанный в монохромных, бежевых тонах, но внутренне наполненный яркими красками, спектакль скорее воспринимается как подарок абсолютно любому зрителю; как кусочек чистого, звонкого счастья.
«Дядя Облей»
Курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова вот уже два года с успехом играют свой спектакль по Чуковскому. Здесь все – и его биография, и фантазии на тему двух основных его произведений «Федорино горе» и «Айболит», и воспоминания тех, с кем пересекались жизненные пути Корнея Ивановича.
К творчеству Чуковского театр обращается не часто, но среди студенческих работ за последние годы – это уже второй случай. Ярославский зритель так же может увидеть произведение Корнея Ивановича «Чукоккала» в учебном театре, поставленное на курсе народного артиста России Александра Сергеевича Кузина.
Мхатовцы используют разные способы рассказать историю Чуковского – здесь и песни, и музыкальные инструменты и инструменты из, так скажем, подручных материалов, и танец. Полная свобода действия была дана ребятам от режиссера, как кажется со стороны: кривляйся – не хочу. Иногда кажется, что местами они заигрываются, местами кажется, что и музыкальности перебор… но, возможно, что этому спектаклю необходима камерность, как учебная сцена на Камергерском, с присущим школе-студии тёплым, желтым освещением.
Яркая и энергичная постановка школы-студии рассказывает о Чуковском как о человеке-чуде, «дяде Облей», о взрослом, умещавшем в себе целый мир детства и умевшем рассказать об этом.
***
«ЧудоЧудоЧеловек» заканчивается детскими перлами из книги Чуковского «От двух до пяти». А мы решили закончить короткими интервью с самыми юными зрителями этого спектакля.
Вова, 14 лет. Первый раз в театре.
– Понравился ли спектакль?
– Да.
– А что именно понравилось?
– Юмор.
– А песни, вся общая картина?
– Про песни... Они как будто делают пародии на известные хиты.
– А как сам думаешь, это взрослый спектакль или детский?
– Точно не для совсем маленьких, потому что там слишком громко.
– Часто ходишь в театр?
– Нет, первый раз.
– А почему именно сейчас решил прийти?
– Захотелось чего-то нового.
Соня, 12 лет. В театр ходит часто.
– Понравился тебе спектакль?
– Да.
– А что именно понравилось?
– Мне понравилось момент, когда девушка играла роль собачки! (В спектакле был эпизод из упражнения «наблюдение за животными», которое проходят на первом курсе актерских факультетов)
– А как думаешь, это скорее детский спектакль или взрослый?
– Не знаю. Но раз сюда пришли дети, может быть его делали и для взрослых и для детей.
– Ты сама пришла или мама привела? Вообще как относишься к театру? Часто ли его посещаешь?
– Пришла сама, потому что на самом деле театр очень сильно люблю, и видела уже много спектаклей.
– Как ты думаешь, в чем заключалась самая большая сложность при создании спектакля?
(не задумываясь) - Придумать сам сюжет, последовательность, что за чем идет.
– Ты читала Чуковского? Нравится он тебе?
– Читать - читала, а вот насчет нравится – не уверенна. Просто кроме него еще много чего читала в детстве, что увлекало гораздо больше.
– А что думаешь насчет музыки в спектакле? Без нее было бы хуже или лучше?
– Определенно, без песен было бы хуже. Я сидела в первом ряду, и в какой-то момент мне самой захотелось выскочить к актерам на сцену и присоединится к их танцам.
– Какое у тебя осталось ощущение после спектакля?
– Веселое, радостное. Мне было очень смешно, и сейчас до сих пор хочется веселиться.
– А были для тебя моменты, когда тебе захотелось задуматься о чем-то наоборот серьезном?
– Да, когда в самом начале говорили про жизнь Чуковского. Я вдруг очень живо представила этого писателя, как будто он стоял рядом с актерами в тот момент.
Интервью: Бабаева Анастасия и Лаврова Анастасия