БТР-2023. День 1. Тартюф
Когда влеченью чувств готовы мы поддаться…
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Жан-Батист Мольер. «Тартюф»
Художественный руководитель курса – Борис Морозов
Режиссер – Татьяна Морозова
XIV фестиваль «Будущее театральной России» открыл спектакль выпускного курса ГИТИСа «Тартюф» по одноимённой пьесе Мольера. Пространство сцены решено довольно условно: несколько дверей, стол, стул, что и составляет интерьер «роковой комнаты», где происходит действие. Решится всё тоже именно здесь.
Двери располагаются анфас к зрительному залу, что позволяет героям время от времени прятаться, подслушивать, внезапно возникать в мизансценах в нужный момент. В зависимости от градуса конфликта меняется световая композиция. Двери и задник сцены раскрашиваются то в красный, то в голубой цвет, в редкие моменты «передышек» они становятся разноцветными, как бы принимая нейтральную позицию.
В большинстве мизансцен активно используется стоящий в центре сцены стол: при лёгком кокетливом разговоре актёры опираются о него, при более жарком диалоге кто-то забирается на стол с ногами, другой сидит на нём, а иной – и вовсе под ним.
Как одно из главных достоинств такого решения можно отметить, как легко такие декорации размещаются на незнакомой сцене. Без труда они могут заполнить собой пространство любых размеров. А глубина сцены Волковского театра по-новому открыла возможности художественного решения спектакля. Воздуха стало больше, мизансцены – шире, жесты – крупнее.
Костюмы исполнителей также особо не привязаны ни к конкретному времени, ни к социальному положению действующих лиц. Молодые люди, кажется, одеты по-современному, хотя Дамис – сын одураченного Оргона – однажды и появляется со шпагой. Но это всего лишь производит небольшое смятение, вовсе не обращая зрителя к прошедшим эпохам. Горничная Дорина – совсем не привычная полногрудая и остроязычная служанка. Актриса более походит на маленького шустрого пажа. Чёрные брюки с подтяжками, белая рубашка поначалу несколько сбивают с толка. В таком образе сложно узнать горничную Марианы.
Интригует первое появление главного развратника и обманщика – святоши Тартюфа. Он возникает среди зрительских рядов, когда зал затихает в ожидании начала спектакля. Актёр неспешно проходит сквозь партерные двери, снисходительно поглядывая по сторонам. Разрушая четвертую стену между залом и подмостками, он легко поднимается на сцену, проходит за ещё закрытый занавес. Эта проходка – интересное режиссёрское решение, ведь после неё на сцене ещё долго будут лишь обсуждать незваного гостя. Тартюф спокойно войдет в действие спектакля значительно позже. Но всё время до его появления зритель, если, конечно, он не знает сюжета пьесы, будет наполнен любопытствующим ожиданием: Кто же он? Неужели эти противоречивые реплики именно о нём? Чьи слова в конце концов окажутся правдой?
Между тем, очарования Тартюфу не занимать. Он нагло пользуется всеми благами, которые только может выудить из слепо влюбленного в него Оргона. Но обворожить зрителя ловкостью и хитростью ему так и не удастся. В финале злодея не жаль, справедливость торжествует.
Впрочем, не жаль и Оргона, упрямая глупость которого остаётся не наказанной. А настоящей героиней становится в конце концов Эльмира, искренне желающая спасти своего запутавшегося во лжи избранника. В её любовь к мужу и бескорыстность порывов зритель верит от начала и до конца.
Аглая ТЮНИНА,
ГИТИС, 2 курс