БТР-2023. День 2. Возвращения
Забытое и знакомое тепло любимого человека
Платоновские эскизы
Ярославский государственный театральный институт им. Фирса Шишигина
Андрей Платонов. «Возвращения»
Художественный руководитель курса – Сергей Куценко
Режиссер – Замира Колхиева
Второй день фестиваля завершился показом ночной off-программы – студенты ЯГТИ представили дипломный спектакль «Возвращения» по рассказам Андрея Платонова.
Лаконично обозначено место действия: металлическая койка с матрасом, пара стульев, окошко; видны островки земли, сквозь которую пробивается трава. Пространство легко меняется путём перестановок, превращаясь в лёд реки Потудань или жарко натопленную деревенскую избу, а видеопроекция открывает звёздное небо над головой.
Лейтмотив спектакля – антивоенная песня Марлен Дитрих «Sag Mir Wo Die Blumen Sind» («Скажи, куда ушли цветы»). Она звучит из радиоприёмника, подбирается неумелыми пальцами на балалайке, а в финале исполняется хором как русская народная. Волшебный платоновский текст не нуждается в музыкальном сопровождении, но песня Марлен Дитрих выбрана точно и верно: она обозначает эпоху, дополняя авторский смысл.
Спектакль выстроен по принципу киномонтажа. Может показаться, что действие происходит на съёмочной площадке: звучит команда «Стоп! Снято», актёров приглашают на переодевание, происходят открытые перестановки. Сюжеты не связаны между собой, не следуют друг за другом логически – это кадры разных фильмов. Приём хорош, но не всегда хватает внутреннего наполнения каждой отдельной сцены, чтобы воспринять их как самодостаточные истории. Картинки сменяют друг друга на лету, и иной раз непонятно, где кончается один рассказ и начинается другой. Их границы не определены, и спектакль, выросший из студенческих эскизов, представляет скорее «поток», нежели чёткую сценическую разработку.
Перед актёрами стояла сложная задача – превратить бытовые сюжеты в притчу, и большинство справилось с ней успешно. Вдумчиво и бережно проживая авторский текст, студенты ЯГТИ представили своё видение жизни, любви и смерти. Играя по нескольку ролей, переодеваясь и меняя голос, они оставались людьми Платонова – простыми, мудрыми, вечными. Любовные сюжеты, которых в спектакле большинство, сыграны серьёзно, в попытке понять любовь как тайну продолжения рода. Искреннее и вдумчивое отношение студентов к материалу позволяет с уверенностью сказать – единение актёра и зрителя в спектакле состоялось.
Платонов – один из самых сложных авторов для начинающих актёров. Однако Ярославский Государственный Театральный Институт показал, что возраст не помеха – стоит только погрузиться в эту удивительную прозу, открыться ей, и тогда она откроется тебе. Студенты-выпускники мастерской Сергея Куценко оказались готовы к такой прозе, и «Возвращения» стали хорошим началом их профессионального творческого пути.
София ШАПЕНКО,
ГИТИС, 1 курс