БТР-2018. День 3. Доходное место

Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Шепкина при Государственном Академическом Малом театре России
«Доходное место», Александр Островский
История одного идеалиста в двух частях
Режиссер-педагог – доцент, заслуженный артист РФ П. В. Курочкин 
Художественный руководитель курса – народный артист РФ, профессор Б. В. Клюев

www БТР ОТсебятина 13.jpg

Давеча в театре смотрели представление по пьесе Александра Островского «Доходное место». Очень порадовало уважительное отношение к классике, которое мы, театралы, уже отвыкли видеть на русской сцене (про европейские подмостки и говорить нечего). Не зря зовётся Щепкинское училище при Императорском Малом театре «Домом Островского», и воспитанники его продолжают оставаться «властителями дум», которые увлекают вас с первого же слова в мир великих представителей человечества.

Сия «история идеалиста в двух частях» до сих пор волнует души театралов всех мастей. И сколько изменений она претерпевала! Находились даже отчаянные, которым мало Островского, и они объединяли её с другими авторами, а иногда и вовсе пороли пёструю отсебятину. Но разве недостаточно нам самой истории? Разве не хотим мы услышать чистую русскую речь, которая только при Малом театре остаётся такой же, как слышала её когда-то сама государыня-матушка (хоть она и жила до Островского)? Мы всё ещё сопереживаем наивному и трогательному Жадову, хоть и наперёд знаем, чем окончится пьеса. Нам не комфортно от мысли, что не всё можно претерпеть в жизни, и кто-то да найдёт ту болевую точку, которая заставит человека идти на уступки и вмиг опрокинет его с любых пьедесталов.

Спектакль мы смотрели на сцене Учебного театра Ярославского театрального института. Конечно, это не такая большая сцена, которая соответствует масштабу сих исполнителей, но признаем, что нам повезло, и все лица можно рассмотреть, не наводя на них бинокля. Поразило нас тонко выстроенное поведение каждого персонажа, когда сцена захватывает своей правдой и хочется воскликнуть модным словом «верю!» Пространство обставлено дверьми, за каждой из которых, быть может, сидит по чиновнику на своём доходном месте, а звуки сотрясания монет и кассового аппарата составляют музыку сфер в этом мире дельцов. И меняют своё положение столы с зелёным сукном, образуя то квартиру, то ресторан, то кабинет начальника. Вот и дядюшка Жадова, высокий, статный, с ледяным взглядом, предлагает своему племяннику карьеру вместо женитьбы, но Жадов только высмеивает его. Во втором отделении на Жадове, вместо щегольского оранжевого пиджака, потрепанное коричневое пальто, словно он растерял всю свою жизненную силу и почти слился со всем этим маревом, которое царит в мире господ и их слуг. Думаем мы, что не зря художник по костюмам облачил героев в тёмные мундиры, под которыми прячутся яркие одежды, и, как это делают моряки, служа всё дольше и дольше, герои застёгивают свою «душу» до самой верхней пуговицы.

Апофеозом спектакля мы бы назвали пир Юсова и Белогубова, которые отдаются отчаянному веселью, доказывая всем, что они его заслужили. Из мелкого ничтожества, цепляющегося за любую возможность приподняться, превратился Белогубов в бюрократа, сотрясающего своим голосом всю сцену. И мало ему места на ней (нет, господа, это не вина Учебного театра ЯГТИ), и всё шире его шаг, и всё сильнее он размахивает ручищами. И дорогие сласти он берёт «для жены», чтобы в очередной раз заслужить порцию её расположения.

Но наступает для проворовавшихся чиновников и свой судный день. Кажется, что спала пелена с глаз их и готовы они завершить свой путь с достоинством, ибо верят, что всё сделали в жизни правильно. «Одумавшийся» Жадов всё-таки приходит к своему дядюшке, и его приход только укрепляет всех в собственной правоте.

www БТР ОТсебятина 14.jpg

«Когда в человеке нет страху… никакого трепету перед…»

Никакого трепета перед… кем? Начальством? Обществом? Богом? Или все же самим собой и своим внутренним моральным законом?.. Не человек ли мера творимого зла и добра, порока и благодетели? Есть лишь личный выбор, путь, подсказываемый своеобразным сократовским даймонием, а, по-нашему, совестью или «чувством чести и строгой справедливости» по-Островскому. На такие весьма дидактичные размышления навел спектакль Щепкинского училища «Доходное место», поставленного режиссером Павлом Курочкиным, одним из основателей и художественным руководителем «Ведогонь-театра».

Двухчастная история одного идеалиста, задорно ворвавшегося в большую жестокую жизнь в эйфории своих честолюбивых планов и надежд, воплощена в конфликте зеленосуконных хладнокровных дельцов и яркого «попугая» Василия Жадова (Максим Филатов). Жадов вступил в ряды бумагомарателей, в это «посольство полумира», в своем кричаще оранжевом сюртуке, выделяющемся, словно бельмо на глазу бюрократической машины. Контраст первого и второго актов, соответственно до и после женитьбы, транслируется через ряд внешних перипетий, приводящих на территорию внутреннего сложного процесса осмысления и трансформации сознания.

Перекладывать бумажки, егозить перед начальством, услуживать не в чести у Жадова, но заносчиво скандировать, дразнить идеями передовой молодежи конца 1850-х всегда готов. Во втором акте непоколебимыми столпами его веры в учение и труд буквально становятся стулья, прижатые стопками книг. Но с наступлением временного наносного умиротворения приходит новая буря, разящая уверенность, устойчивость мира. Ножки стульев подкашиваются, нарушая стабильность сознания и представлений, из-за шквала бурных слез жены Полины (Зоя Мансурова), не столько глупой, сколько непонимающей, лишенной этого умения искать и принимать знание. Она проста и незамысловата в своих рассуждениях, подвержена влиянию и не имеет собственного мнения. Полина означает «освобожденная», какой она и становится по итогу всех перипетий, свободной от насаждаемых законов общества. История Василия-Полины в зеркальном отражении представляется в истории его дяди Вышевского (Владислав Добришин) и его жены Анны Павловны (Дарья Шевчук). История банальная и работающая в одном направлении – нелюбовь в богатстве, любовь в нищите. 

Жадов заблудился в этом коридоре бесчисленных закрытых дверей, в которые никто не входит и не выходит, предпочитая обогнуть, избежать лишние преграды. Персонажи просачиваются в проемы между дверями, умело увернувшись от предстоящих проблем и столкновений. За дверями прячутся и подслушивают. Художник студент Максим Филатов выстраивает трехстворчатую преграду-стену из дверей, зажимающих актеров в своей дополнительной пространственной сценической коробке. Это глухая присутственная стена, игнорирующая любое человеческое начало – усталость подателя, важность его проблемы, да и, в конце концов, смерть. Умри, а не переступишь сей порог. Жадов переступил порог – порог общественного мнения и расшибся о хладнокровную действительность, отказавшую в помощи и поддержке.

В стиле этого спектакля чувствуется «умеренность и аккуратность», особенно, что касается юмора и самоиронии. Ведь Островский написал комедию. Режиссер выводит на сцену живую картину-карикатуру, некий конструктор изображения из модного журнала и описания из сатирической периодики. Волшебное уродливое преображение вдовы Кукушкиной (Анастасия Грачева) и ее дочери Юлиньки (Анастасия Мунина), неприметных серых пташек, влачащих маргинальное моральное существование, в пестрых тропических птиц с ужасными манерами. Это ходячий памфлет на грязные деньги, заработанные бесчестным обманным путем. Деньги, доходы, уродующие, извращающие не только нравственные ценности человека, но и превращающие в безвкусицу его внешний вид.

«Доходное место» – это уникальное соединение художественной правды, в лучших традициях щепкинской школы, и весьма критического ироничного взгляда на самих себя. Высмеивание напускного пафоса происходит, например, через демонстрацию этого самого пафоса в лице Антона (Ярослав Никольский), таинственного человека-тени в доме Вышневского, вкрадчивым голосом доводящего сведения о продолжительности спектакля. Или радуга сшитых цветастых жилетов, олицетворяющих бесчисленные чиновничьи и глобально личины русского человека, скрываемые под узким, пищашим форменным мундиром. Или легкая ироничная улыбка режиссера чувствуется в отношении к романтическому пафосу встречи Жданова и Полины после непродолжительной разлуки. Полина, вбегая на сцену, словно замирает в аффективной позе и высвечивается иным светом, подчеркивающим ее возвышенные чувства. Именно в таких мимолетных деталях, разбросанных по всему действию, и таится прелесть этого спектакля.

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги