БТР-2017. День 7. Шёлковая лестница
Rossini/Warhol. Опыт контаминации.
9-й фестиваль БТР традиционно завершился музыкальным спектаклем. Опера-буффа Джоаккино Россини «Шелковая лестница», представленная Академическим музыкальным училищем при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, при поддержке ансамбля молодых солистов «Созвучие», привлекла внимание Ярославцев. Комический фарс с простым бытовым сюжетом, минимальным количеством декораций и ярко выраженными актерскими амплуа, режиссер Игорь Ушаков представил зрителю, как эклектичное сочетание элементов оперетты, кабаре, водевиля и эстетики поп-арта.
В центре сцены свалено множество предметов. Зайдя в зал, от нечего делать, зритель разглядывает этот беспорядок. Шуба, стул, вазы, портреты знаменитостей… Пожалуй, на них и остановимся. Множество портретов, извлекаемых из «вещевого хаоса», артисты поочередно прикладывают к своим лицам: промелькнули изображения королевы Елизаветы, Чарли Чаплина и даже Джоаккино Россини. Идея многоликости акцентируется и в дизайне программки к спектаклю, где каждый исполнитель снят несколько раз в различных ракурсах. Непроизвольно в сознании всплывает образ знаменитого полотна американского художника Энди Уорхола «Диптих Мэрилин». Эти портреты, как и вторая часть диптиха, выполнены в черно-белых оттенках. Уорхол стремился подчеркнуть контрастность между жизнью и смертью Мэрилин, окрасив левую часть полотна в яркие и насыщенные тона. В оформлении спектакля контрастно использованы основные цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Вещевое нагромождение постепенно приобрело конкретные очертания костюмов, декораций и реквизита.
Действие происходит в комнате Джулии, обозначенной входной дверью, окном с радиаторной решеткой, двумя плоскими вазами и таким же плоским комодом. Шелковая лестница, заявленная в начале спектакля в виде веревки из белых полотен, в процессе утрачивает свою функциональность. Единожды спустившись по лестнице, Дорвиль вновь попадает в комнату Джулии через окно (без лестницы!), с трудом переступая через подоконник. Без лестницы в комнате окажется и Бланзак (Даниил Акимов). Но обо всем по порядку, а вернее по либретто!
Образ Дормонта (Иван Журавлев), опекуна Джулии рифмуется с образом комического старика Панталоне в традиции La Commedia dell’arte: красный халат; трость; подвязанная щека; «стариковский» голос, резко звучащий в речитативах. Дормонт намеревается выдать Джулию за Бланзака, не зная, что она тайно обвенчана с Дорвилем. Дорвиль – солист из Тувы Саян Дембирел, обладающий мягким лирическим тенором, каждую ночь взбирается в комнату жены по шелковой лестнице. Джулия - молодая и привлекательная солистка консерватории им. П.А. Чайковского Анастасия Джилас с приятным драматическим сопрано, охотно кокетничает как с Бланзаком, так и со слугой Джермано.
Ухаживая за Джулией Бланзак преподносит несколько подарков: меховая накидка, цветы… В этот традиционный ряд презентов вклинивается необычный портрет собаки, выполненный в технике поп-арта. В Бланзака влюблена Лючилла (Анастасия Осетрова), кузина Джулии. Это яркая блондинка, в фиалковом платье с перьями на голове и огромным перьевым веером в руках. Кажется, будто весь костюм только что позаимствован в ближайшем Кабаре. Она узнает от простодушного слуги Джермано о том, что Джулия ожидает ночью мужа. Полагая, что это Бланзак, она вместе с Джермано прячется в комнате Джулии.
Образ Джермано режиссерски решен в лучших традициях американского кинематографа, как впрочем, и образ Бланзака. Джермано (Михаил Силантьев) – это типичный портье или носильщик дорогой американской гостиницы: фирменный китель, красная шапочка и даже фирменные усики, лишь подчеркивают шаблонность образа. Бланзак же представляет собой собирательный портрет обеспеченного мужчины 30-х годов.
В условленный час в комнате Джулии собираются все герои. Дормонту ничего не остается, как признать союз племянницы и Дорвиля и благословить союз Бланзака и Лючиллы. Традиционный для оперы-буффа happy end заставляет ярославского зрителя неистово аплодировать спектаклю в рамках ОПЕРНОГО фестиваля БТР. Примечательно, что именно так окрестили Бедующее Театральной России авторы статьи о Саяне Дембиреле на официальном сайте Министерства культуры Республики Тыва.
Ну что ж, не будем спорить. 9-й оперный фестиваль БТР торжественно закрыт!