25 января 2016
Полтора века «Ревизора» на волковской сцене
В ожидании грядущей премьеры «Ревизора» 6-7 февраля мы проинспектировали фонды нашего театрального музея, обнаружив там много интересного из истории постановок комедии Гоголя на сцене Первого русского театра. ________________________ В
В ожидании грядущей премьеры «Ревизора» 6-7 февраля мы проинспектировали фонды нашего театрального музея, обнаружив там много интересного из истории постановок комедии Гоголя на сцене Первого русского театра.
________________________
В Ярославской областной библиотеке им. Некрасова хранится экземпляр издания пьесы «Ревизор» с владельческой надписью: «Из библиотеки содержателя театра Василья Андреева Смирнова 1858 год». С 1855 по 1879 гг. удачливый музыкант Смирнов, переквалифицировавшийся в кассира, а затем антрепренера, содержал театры в Ярославле и Рыбинске. Основные сборы он делал на водевилях, но, по счастью, понимал необходимость «высокой драматургии» и не обходил вниманием пьесы Грибоедова, Островского, Мольера. На принадлежавшем ему экземпляре «Ревизора» есть карандашные пометки с распределением ролей, косвенно указывающие, что пьеса могла ставиться в ярославском театре. Сохранилась и афиша спектакля «Ревизор», относящаяся к более позднему периоду «смирновской эры» — 1875 году.
Следующие документальные свидетельства постановок «Ревизора», хранящиеся в музейном фонде Волковского, относятся к концу XIX столетия, когда на сцене Ярославского городского театра держал антрепризу Алексей Каралли-Торцов. Именно он сыграл Хлестакова в собственной постановке гоголевской комедии на собственном же бенефисе в 1898 году. Еще один ярославский антрепренер — Петр Медведев — «Ревизора» ставил не токмо выгоды ради, но и социальной пользы для: в 1905 году с помощью этого спектакля труппа пыталась собрать деньги на сооружение памятника Федору Волкову. Впрочем, замысел не увенчался успехом; монумент основателю российского театра был установлен много лет спустя, в 1973 году.
Следует отметить, что «Ревизор», лидировавший по количеству постановок в стране, регулярно шел в Ярославле и в исполнении других трупп — в частности, столичных. Так, в 1850-е годы на волковские подмостки неоднократно выходил легендарный Городничий — Михаил Щепкин: к родине русского театра он испытывал особые чувства, возвращался сюда с радостью, а однажды подарил труппе портрет Федора Волкова (картина погибла в ходе ярославского мятежа 1918 года). Сохранилась также программка гастролей Александринского театра: в мае 1900 года в спектакле «Ревизор» на волковскую сцену вышла прославленная актриса Мария Савина, на протяжении 25 лет исполнявшая роль Марьи Антоновны. Звезду русского театра тепло приняли в Ярославле, где некогда, во времена антрепризы Василия Смирнова, состоялся ее артистический дебют.
Первые советские постановки пьесы Гоголя проходят под знаком главного художника Волковского театра Александра Ипполитова: именно он оформлял «Ревизора» и в 1936 году (режиссер Г. Свободин), и в 1943 году (постановка К. Ведерникова). Одаренный рисовальщик, Ипполитов оставил после себя множество характерных эскизов декораций, костюмов, причесок…
«Ревизор» 1952 года в постановке Петра Васильева украшен созвездием легендарных волковских актеров: роль Городничего исполняли Сергей Ромоданов и Валериан Соколов, Анну Андреевну играла Александра Чудинова… В спектакле были заняты Валерий Нельский, Юрий Караев, Григорий Свободин, Сергей Комиссаров, в массовке бросается в глаза фамилия Софьи Аверичевой, а также Иосифа Кутянского — интересно, что в постановке 2016 года его сын Илья Кутянский выступает как художник-сценограф.
Слава «Ревизора» 1950-х была такова, что позднее к гоголевской комедии не решались обращаться ни Фирс Шишигин, ни другие волковские режиссеры — вплоть до начала XXI века. Лишь в 2000-м за пьесу взялся Владимир Боголепов: многие из вас помнят эту постановку с блистательным Владимиром Солоповым в роли Городничего и двумя очень разными Хлестаковыми — эту роль исполняли Николай Кудымов и Евгений Мундум.
В 2016 году свою версию гоголевской комедии представит молодой режиссер Денис Азаров, выбравший на главные роли Владимира Майзингера (Городничий) и Виталия Даушева (Хлестаков). О том, каким получится «Ревизор» XXI века, узнаем на премьере 6 и 7 февраля.
Материал подготовили Ирина Козлова, Ирина Плишина