09 июня 2016
"Кавказский меловой круг". Испытание на разрыв, или Молитва на умягчение злых сердец
Блог Маргариты Ваняшовой
СПЕКТАКЛЬ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ИМ. МАЯКОВСКОГО "КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ" СМОТРИТЕ НА ВОЛКОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ 20 СЕНТЯБРЯ.
Ярославцы всегда с нетерпением ждут приезд Театра имени Маяковского. Всем памятны "Таланты и поклонники", "Кант" в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Режиссера Никиту Кобелева театральная критика справедливо выдвигает в число смелых, остро мыслящих молодых режиссеров современности. На Волковском фестивале-2014 зрители были покорены его "Бердичевым", одним из лучших спектаклей фестиваля. На фестивале-2015 были показаны "Последние" М. Горького в его же постановке. На этот раз Театр имени Вл. Маяковского привозит только что вышедший спектакль, поставленный Никитиой Кобелевым, премьеру сезона – «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта.
В Библии есть притча о суде царя Соломона и двух женщинах с ребенком, - каждая называла его своим. Эта притча - основа пьесы Брехта "Кавказский меловой круг". Судья Аздак (Игорь Костолевский) очерчивает меловой круг, в центр которого ставит ребенка – и приказывает: «Тяните! Кто перетянет, - того и ребенок…» Тянуть ребенка – испытание на разрыв, и одна из женщин тут же оставляет мальчика, отдавая его сопернице.. Кто из них - подлинная мать, кто – жестокая лгунья, зрителю, конечно, объяснять не нужно..
Сколько постановок «Кавказского мелового круга» сводились к морали: «Не та женщина, которая родила, а так, которая воспитала»..
Однако Никита Кобелев вслед за Брехтом восклицает: «Кавказский меловой круг» - не моральное поучение! Мораль понятна без лишних уверений. Спектакль – road movie по Грузии,—— путешествие, увлекательная игровая история, с джазом, кинематографом («дорожное кино»), кабареточными сценами, зонгами, которые мастерски поют драматические актеры, с джазом и живой музыкой Пауля Дессау в исполнении квартета «Круглый бенд», с элементами игры, фарса и шоу. Не случайно, Брехт советовал тем, кто будет ставить пьесу, присмотреться к полотнам Брейгеля, в частности, к его картине "Безумная Грета", чтобы понять природу поступков и одержимости Груше... Такая женщина, как Груше, способна самого черта к подушке привязать, то есть, способна ради спасения ребенка на все... Таков этот спектакль, то следующий поэтике Брехта, то уходящий от нее в сознательный психологизм, с мелодраматическими оттенками и трагедийной смысловой основой. С размышлениями о жизни и смерти, о природе человеческой агрессии, о безоглядном самопожертвовании с перспективой «полной гибели всерьез» самоотверженной Груше - Юлия Соломатина.
Дети должны принадлежать
- материнскому сердцу,
чтоб росли и мужали,
Повозки - хорошим возницам, чтоб быстро катились,
А долина тому, кто ее оросит, чтоб плоды приносила….
Режиссер Никита Кобелев: Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями?
Как выжить в эпоху перемен?
Как писал Брехт: "Дурные времена делают человечность опасной для человека". В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще.. Есть такая молитва, я не религиозный человек, но мне нравится само словосочетание - молитва на умягчение злых сердец. Мне кажется, это важно – про умягчение. Мне очень нравится, мне кажется, что сегодня этого умягчения сердца очень не хватает. И в театре, и в нашей жизни».
Маргарита Ваняшова