01 апреля 2019

О спектакле "Пушкиниана. Любовь и карты"

Маргарита Ваняшова о спектакле Владимира Аленикова

ВЕСЕЛОЕ ИМЯ - ПУШКИН

"Пушкиниана" - спектакль Владимира Аленикова на сцене Первого Русского Волковского театра. 
Премьера 30 и 31 марта 2019 года

"Наша память, - сказал Александр Блок на "странном пушкинском юбилее", в 84-годовщину со дня гибели поэта - хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.- Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин. 
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога..."

Я вернулась из театра после предпремьерного показа спектакля Владимира Аленикова "Пушкиниана. Любовь и карты". .Режиссер обозначил жанр легко - "Музыкальная фантазия". Спектакль объединяет мотивы романа в стихах "Евгений Онегин" и "Пиковую даму". Признаюсь, у меня было немало сомнений - в том, как будут сценически и драматургически даны образные сцепления двух произведений, двух опер Чайковского по этим пушкинским сочинениям.
Все сомнения оказались напрасны и были сняты, стоило зазвучать пушкинским стихам в точной пушкинской тональности и мелодике, в метре и ритме, в той иронической веселости, которая задала тон всему спектаклю.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне., -

Поэт (Валерий Кириллов) открывал нам свое сердце, .

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась:….

Перед нами возникла истинная Муза, воздушная, легкая, улыбчивая, летающая и порхающая, музыкальная и мелодичная. Да что говорить, если то была Муза в облике и прекрасной стати Марии Полумогиной.

- Озарилась! – воскликнул Поэт. 
Не келья, нет, душа его озарилась. 
Озарилась и Музой, и Любовью. "Пир младых затей" был сыгран и сымпровизирован, (а у Валерия Кириллова любая игра - всегда изумляющая импровизация, даже если она хорошо подготовлена)

Муза продолжила:
- Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Дуэт Поэта и Музы наполнил зрительный зал дыханием молодости, юношеской, поэтической весны…

Завтра утром, дорогие мои читатели, допишу. Спектакль того стоит. Поверьте, куда как лучше, интереснее заниматься истинным творчеством, а не театральными авантюрами.
«Веселое имя - Пушкин».

ПОЭТ - ВЕЛИЧИНА НЕИЗМЕННАЯ...

Я часто спрашиваю своих студентов, когда мы вместе читаем "Бориса Годунова": - Кому принадлежит история?
Чаще всего слышу ответ из учебников еще советского времени. "История принадлежит народу". Стандартный, стереотипный ответ. "История принадлежит народу". "Искусство принадлежит народу"
- Взгляните на то, как Пушкин изображает народ. Мужики, которые трут глаза слюней и луком, дабы не выделяться из толпы? "-Как знать? То ведают бояре, не нам чета..." У нас в России так заведено, всегда и все, и всем - ведают бояре, а народу ничего не принадлежит. Но вот меняется власть, на пороге Самозванец, и народ бежит в Кремль: - Вязать топить борисовых щенков... (убивать детей Годунова). Началось с убийства царевича Димитрия ( с ведома бояр и государя), кончилось убийством царевича Федора Годунова, царицы.... И трагическим "Народ безмолвствует..."
Есть и другой ответ: - История принадлежит Царю. Так считал Карамзин, за что его критически растерзали декабристы, а потом терзала советская наука, назвав ярым монархистом и отвернувшись от великого историка, философа и мыслителя почти на два столетия.

Есть ответ истинный, пушкинский.
- История народа принадлежит Поэту. 
Адептами Поэта (и народа) в "Борисе Годунове" становятся Летописец Пимен и Юродивый.

Вновь и вновь перечитываю Блока. 
Его афоризм - "Поэт - величина неизменная" - приобретает сегодня особую актуальность. 
"Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт". Таким Сыном гармонии предстает в спектакле Владимира Аленикова "Пушкиниана" главный его герой - Поэт, Автор - Валерий Кириллов.

Художественное мышление режиссера – мышление всеми доступными ему в пушкинском мире стилями. Поэтому столь многообразен в спектакле Автор-Поэт.
Поэт, к которому явилась Муза, собеседник сердца, наш сегодняшний собеседник, его отличают доверительность и душевная чуткость, нежность и тонкий лиризм, игривость и юмор, веселость и всеохватная ирония. Понимание другой души- сегодня чрезвычайно редкое в нашем мире свойство. . Он - нежный лирик, мистик и маг, связанный с миром сверхъестественного, светский жуир и ряженый площадной шут, пришедший из народного раешника. .Автор предстает в своеобразном театрализованном мире и сознании, почти в маскараде, у него множество масок, но все они одного эстетического игрового и в то же время глубинного свойства. Ему присущ и трагизм - трагедия вершится от действия не столько неодолимой фантастической силы, сколько от действий самого человека. 
У Валерия Кириллова Автор-Поэт всегда зримый собеседник, оценивающий. наблюдатель, созерцатель, отнюдь не равнодушный, а заинтересованный, готовый вступить в действие. Он всегда за спиной того или иного героя и рядом с ним. Он друг Татьяны Лариной и горький скептик в оценке Онегина и Германна.
. "Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной", - заметил Пушкин. Суть разности Автора и Онегина - в понимании времени.…
Реальное время и в наши дни большинство людей представляют линейно, поступательно, календарно. . Время в сознании обывателя течет от прошлого к будущему. Но сегодняшняя наука говорит об ином. О том, что Время в календарном измерении не существует и никуда не течет. Теория струн говорит о неэвклидовых пространствах, петлях времени, о воронках времени. Обращения к прошлому - не только воспоминания.

Алеников отчетливо представляет многослойность и полифоничность, многоплановость времени и в «Евгении Онегине», и в «Пиковой даме», . Так сюжет «Евгения Онегина», связанный с его героями вполне мотивированно и закономерно пересекается с героями «Пиковой дамы», являя собой авторское время, время режиссера. 
Времена в спектакле "Пушкиниана" связываются не линейно, не в календарном времени, (одно после другого), а глубинно (одно в другом). Ключом к спектаклю становится известная формула Ахматовой «Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет…» из «Поэмы без героя».

Перед нами - воплощение единства всех трех измерений времени.Спектакль не мозаика из кубиков, и Алеников не трюкач и не циркач. Время в романе "Евгений Онегин" дискретно, фрагментарно, прерывисто. Режиссер дает эту дискретность вполне отчетливо, прибегая к приемам немого синема, вспышкам и затуханиям экранного понимания эпизодов, предстающих в "монтаже аттракционов". 
В спектакле Аленикова возникают петли времени и воронки времени. Воронки – воспоминания Автора – о его жизни и любви, о его творчестве. Прошлое глядится в настоящее и становится настоящим. Время же Автора, Поэта – не прерывно, а целостно и соединяет прошлое, настоящее и будущее.Все три и измерения времени соединяются в единое начало.

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум…

Через Автора и глазами Автора мы видим старую-графиню, Пиковую даму (Любовь Казарновская), призрак - в белом платье, ее же, - графиню в молодости, в образе Московской Венеры, ее же - в облике Татьяны Лариной, влюбленной в Онегина (и тогда на сцене одновременно явлены и графиня в ее воспоминаниях, и Татьяна Ларина в пору ее весеннего цветения, и Германн может наблюдать за Онегиным. 
Алеников очень верно почувствовал эту экзистенциальную суть романа, экзистенции внутреннего мира Автора. Автор – Кириллов может быть разным. 
Но Поэт - величина неизменная.

На фото: Автор, Поэт - Валерий Кириллов. Муза - Мария Полумогина. Татьяна Ларина - Татьяна Коровина.Акулина - Наталья Асанкина. Томский - Руслан Халюзов.

Фотографии Маргариты Ваняшовой





Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги