Константин Незлобин

НЕЗЛОБИН Константин Николаевич (настоящая фамилия Алябьев; 1857 — 4 мая 1930, Даугавпилс, Латвия) — актёр, театральный режиссёр, антрепренёр Ярославского городского театра в 1893/1894 гг., главный режиссёр в 1923/1924 гг.

.

Родился в купеческой семье. С раннего детства увлекался театром. В юности начал принимать активное участие в любительских театральных постановках.

В 1885—1886 арендовал театр в доме «Общества дешевых квартир» в Петербурге (Измайловский театр), где играл в спектаклях «Каширская старина» Д. В. Аверкиева (1885), «Успех» Н. Е. Вильде (1885), «Любовь Маргариты Готье» по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1885), «Горнозаводчик» Ж. Онэ (1886) и др. В 1890—1893 продолжил актерскую деятельность в провинции (Одесса, Кишинев, Самара, Ярославль). В эти годы и появился его сценический псевдоним Незлобин.

Антрепренерскую деятельность Незлобин начал в 1893 году. Свою первую антрепризу он получил в Ярославском городском театре. Собрав сильную труппу, Незлобин сделал упор на классику, а самое почётное место в репертуаре отводил Островскому. В театральной деятельности он видел не только коммерческое предприятие, но и одно из высших проявлений служения обществу. Часть спектаклей он давал по удешевлённым ценам, сделав их доступными для бедных слоёв населения.

В дальнейшем Незлобин держал антрепризы в Вильне (1894−1900), Нижнем Новгороде (1900−1902), Риге (1902−1909). Для антрепризы Незлобина были характерны «наличие в труппе хороших актерских сил и равнение на репертуар лучших столичных театров» (иногда посреди сезона он выезжал в столицы смотреть новинки драматических театров). Стремился Незлобин и к стабильности актерского состава, исполнители служили у него подолгу.

В разное время в его в труппе играли В. Ф. Комиссаржевская (именно тогда она создала свои в будущем самые известные роли — Рози в «Бое бабочек» Г. Зудермана, Вари в «Дикарке» и Ларисы в «Бесприданнице» А.Н.Островского), К. В. БравичП. В. СамойловМ. Ф. АндрееваМ. Л. РоксановаН. Н. ЛитовцеваП. Л. ВульфВ. И. Лихачев и другие. Многие отмечали царившую у Незлобина дисциплину, его обязательность и безукоризненную честность: «У Незлобина, несмотря на его деспотизм, все служили без контракта, полагаясь только на его слово».

Незлобину, сочетавшему блестящие организационно-хозяйственные способности с подлинной любовью к театру, по мнению его артистов, сильно вредило «тяготение… к ролям героического репертуара». Обладавший несомненным комическим дарованием, Незлобин тем не менее переиграл без особого успеха множество драматических ролей: Незнамов в «Без вины виноватых» Островского (Ярославль, 1893), Чацкий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Самозванец в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина, Уриэль Акоста в одноименной пьесе К. Гуцкова (все Ярославль, 1894), Генрих в «Потонувшем колоколе» Г. Гауптмана (Вильна, 1898), Войницкий в «Дяде Ване» А. П. Чехова (Нижний Новгород, 1901) и другие.

Режиссерский дебют Незлобина состоялся в Нижнем Новгороде: в 1901 им были поставлены «Три сестры» Чехова. Среди его постановок «Пробуждение весны» Фр. Ведекинда (Рига, 1907), «Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба (Москва, 1910), «Эрос и Психея» Е. Жулавского (Петербург, 1912), «Ревность» М. Арцыбашева (Москва, 1913), «Дело» А. Сухово-Кобылина, «Закон дикаря» М. Арцыбашева (оба Москва, 1916) и другие.

В 1909 Незлобин переносит свою антрепризу в Москву, где арендует Шелапутинский (Новый) театр. Режиссёром приглашается К. А. Марджанов, чьё сотрудничество с Незлобиным началось еще в Риге («Дачники» М. Горького, «Авдотьина жизнь» С.А.Найдёнова). Его режиссура определила лицо первого сезона московского театра Незлобина. На смену Марджанову приходят режиссеры Ф. Ф. КомиссаржевскийВ. К. ТатищевН. Н. Званцев; ставит спектакли и сам Незлобин («Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба, 1910, «Ревность» М. Арцыбашева, 1913 и другие).

В труппе театра в период его расцвета состояли Е. Т. ЖихареваВ. Л. Юренева, Е.Н.Рощина-Инсарова, Лихачев.

Мечтавший некогда совершить переворот в московской театральной жизни и затмить Художественный театр, Незлобин, заботясь о кассе, всё больше ориентируется на драматургию Арцыбашева, а его театр по сути сближается с театром Корша.

Работал Незлобин и в Петербурге: в сезоны 1911−1913 арендовал театр на Офицерской, где повторял спектакли, уже имевшие успех в Москве.

В 1913—1915 годах К. Н. Незлобин снова в Риге. Но, в связи с приближением фронта, театр прекратил работу, и Незлобин уехал в Петроград. В сезоне 1916−1917 держал в театре на Офицерской труппу во главе с актрисой В. Л. Юреневой.

После революции жил в Риге. В 1923—1924 руководил Волковским театром в Ярославле.

В 1926 году снова вернулся в Ригу. Но к этому времени его слава уже померкла. В конце 1926 года он организовал на Московском форштадте (окраина Риги), на Спасоцерковной улице, 3 Народный театр. Это была его последняя попытка удержаться на театральном олимпе. Но выдержать конкуренцию с Русской драмой незлобинский театр не смог. «Этот последний его театр — резкий контраст с его прежними театральными предприятиями; несколько запылённых декораций, „реквизит“, помещавшийся в крохотной комнатушке, и деревянное здание театра на окраине города, зал на триста человек, в котором, увы, температура „доходила“ иногда зимою до 3 градусов… Актёры работали бесплатно, большинство из них днём были заняты на службе, и репетиции происходили только вечером. Каждую неделю ставилась премьера… Театр посещался большей частью местной публикой. Однажды, в последних рядах уселись двое бородачей в высоких сапогах, держа в руках… пилы. Очевидно, не доверили „струмент“ в гардеробе, а посмотреть театр всё-таки хотелось…», — так вспоминала этот театр русская журналистка и писательница Ирина Сабурова (журнал «Для Вас», 1935, 4 мая, № 19).

В сезон 1929/30 года театр перебазировался в Даугавпилс. Но там удалось продержаться только один сезон.

4 мая 1930 года Незлобин получил телеграмму, в которой сообщалось, что его театру отказано в правительственной субсидии, и сердце его не выдержало.

Похоронен Константин Николаевич Незлобин в Риге, на Ивановском кладбище.

(Яркипедия)

ПРЕССА

Кругосвет

Русские в Латвии

Любомудров М. Старейший в России. — М.: Искусство, 1964.

Север Н.М. Летопись театра имени Ф.Г. Волкова. — Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1973.

Любомудров М.Н. Века и годы старейшей сцены. — М.: Советская Россия, 1981.



Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги