Премьера - 8 января 1935 года
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Публикации
«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 1935, 6 января
Большевики покоряют природу, переделывают людей, строят бесклассовое социалистическое общество.
Ярким примером переделки людей является строительство Беломорско-Балтийского канала. Бывшие вредители, воры-рецидивисты заработали на этом строительстве право быть равными гражданами Советского Союза. Их переделал труд, умело организованный большевиками. По каналу, построенному своими руками, они вернулись к свободному труду. Многие получили почетное звание ударников и даже орденоносцев. Эти люди утопили свое прошлое в вырытом ими канале.
Как встретили их мы, как чувствуют они себя в новой обстановке, каковы дальнейшие пути вчерашних врагов рабочего класса?
Этой теме посвящена новая пьеса А. Н. Афиногенова «Портрет».
Мы перевоспитываем людей. И вопрос — как живут вчерашние враги рабочего класса — представляет для нас несомненный интерес. С этой стороны пьеса Афиногенова имеет неоспоримую ценность.
Правда, можно указать на ряд погрешностей в построении самой пьесы. Например, с некоторой условностью можно допустить стягивание целой плеяды бывших людей в квартире инженера, который не отличается особым новаторством в области быта. Спорным является образ Семена. На канале он, повидимому, был неплохим ударником, ибо заслужил досрочное освобождение. Что же заставляет его на свободе, в наших условиях, итти на старую дорогу? Только то, что он не поднялся еще выше слесаря и имеет комнату «всего-на-всего» в 8 метров? Но ведь на канале он не имел и этого и все-таки работал, был ударником.
Предположим, что Семен неисправим, что старое слишком глубоко пустило корни в его психику. Но другие, бывшие его соратники — Лиза, Васюк, Гавриловна?
По замыслу автора они как будто ушли от своего прошлого навсегда, что они стали совершенно новыми людьми. На деле же мы видим в них больше прошлого, чем настоящего. Вся пьеса изобилует воспоминаниями о былых „блатных" делах, попытками к убийствам, люди пьют водку, играют в карты и т. д. Не слишком ли густо подано старое в этих «перековавшихся» людях?
Театр (режиссер Ростовцев), разрешая пьесу в плане социально-психологической драмы, сгустил еще больше спорные места пьесы.
В инженере Ловидове (арт. Разумов) никак не находишь оправдания тому, что в его квартире собираются бывшие уголовники и чувствуют себя «как дома». Хотя Ловидов перед своим дядей Модестом (хорошо представленным арт. Соколовым) и выступает против старых, мещанских взглядов на жизнь, но зритель не видит в нем человека с большой волей. От медлительности его движений, бледности жеста и произношения фраз веет какой-то «добродетелью» по отношению к «бывшим» людям. А в некоторых местах Ловидов смахивает на добродушного Яна Диали из «Чудесного сплава», что тоже не лучше.
Несколько эксцентрично подана сестра Ловидова—художница Ирина (арт. Озорнова).
Говоря о людях прошлого, о бывших каналоармейцах, остановимся на двух образах — Семена и Лизы.
О спорности образа Семена уже говорилось выше. Здесь театр ничуть не поправил автора. Семен будто и не был на канале, в нем не видно ничего нового. Может ли так быть на самом деле?
Артист Риттер красочно построил образ „мастера блатных дел“, с тою лишь ошибкой, что Семен — „мировой мастер" своего „ремесла" снижен Риттером в некоторых местах до „хулигана с папироской". |
В противоположность Семену автор и театр пытаются поставить Лизу (арт. Щеглова). Она бывшая уголовница, на канале переродилась, получила значок ударника и досрочное освобождение. Сейчас — жена инженера, учится на рабфаке. Она — на новом, радостном пути.
Но посмотрите, как мучается Лиза, как тяготится своим прошлым, и все новое, радостное заслонено мрачными воспоминаниями прошлого, отзвуки которого раздаются иногда и в настоящем.
Понятно, что процесс перерождения уголовников связан с большими трудностями и муками. В заслугу автора надо поставить именно то, что он взял эту ответственную и интересную тему. И зритель проявляет к ней громадный интерес. Спектакль смотрится с напряженным вниманием.
Хочется видеть в этом спектакле и больше света, радости, оптимизма. Ведь люди, пришедшие с канала — это не вступающие в первую стадию перековки. Они уже достаточно осознали себя, они должны быть показаны в радостном пути на еще более высокую, светлую ступень культуры.
И. Г.
Актёры
В.К. Разумов
Михаил Ловидов, инженер, начальник цеха на фабрике
Ирина Щеглова
Елизавета Сорокина, его жена, учится на рабфаке
Ольга Озорнова
Ирина, его сестра, художница
А.Ф. Фёдорова
Зинаида Григорьевна, мать Михаила и Ирины
Валериан Соколов
Модест Линёв, брат Зинаиды Григорьевны, врач
Александр Шатов
Модест Линёв, брат Зинаиды Григорьевны, врач
Леонид Риттер
Семён Казанов, рабочий
Елена Смоленская
Мария Гавриловна (Маруся), работница
Глафира Гранитская
Шура, работница
Ольга Иванова
Лидия Горюнова, работница
А.В. Додонкин
Василий Матвеевич (Васюк), рабочий
Екатерина Мочалова
Наташа, подруга Лизы по рабфаку