28 июня 2023

Герои в жизни – герои на сцене

Премьера спектакля «Герои в жизни – герои на сцене» состоялась 9 мая 2023 года. Режиссером спектакля выступил Сергей Карпов, а художественным руководителем постановки - Александр Созонов. Спектакль стал дебютным для Александра Сергеевича в новом статусе главного режиссера Волковского театра.

Сценарий написала Светлана Гиршон, и это уже не первая их с Сергеем Карповым совместная работа: в Волковском театре с успехом идет их спектакль-променад «Письма первой мировой».

В спектакле рассказывается об актерах-волковцах, участниках Великой Отечественной войны. На войну из театра ушли 65 человек, в том числе 18 актеров и режиссеров. В Волковском театре служил единственный в Советском Союзе драматический актер Герой Советского Союза Константин Лисицын. На третьем этаже действует постоянная экспозиция мемориальных вещей Константина Сергеевича и легендарного директора и главного режиссера Театра имени Федора Волкова народного артиста СССР Фирса Ефимовича Шишигина.2023-05-09 18-39-50_5.jpg
Контрапунктом в новой постановке стал спектакль Фирса Шишигина «Панфиловцы» по пьесе Игната Ивановича Назарова. День премьер обоих спектаклей совпал - 9 мая, только с разницей в пятьдесят восемь лет. В том легендарном спектакле 1965 года играли актеры, ставшие персонажами в спектакле 2023 года: Сергей Ромоданов, Александр Кузьмин, Константин Лисицын, Сергей Тихонов, Юрий Караев, Лев Дубов, Мария Рыпневская, Софья Аверичева.

Некоторые из участников того спектакля до сих пор служат в Волковском театре: заслуженный артист России Валерий Смирнов, актриса Елена Сусанина, заслуженная артистка России Татьяна Позднякова. Есть и еще одна перекличка поколений – уже в составе постановочной группы. Дирижером в спектакле 1965 года значится Владимир Селютин, а ассистентом режиссера в 2023 - Людмила Селютина.

Спектакли оказались связаны наживо - в именах и судьбах актеров, в легендах и преданиях Волковского театра. Наши современники и преемники легендарных актеров прошлого актеры Волковского театра XXI века играли проникновенно, их голос иногда предательски дрожал, а слезы катились не понарошку – взаправду. Таков был эмоциональный накал спектакля. Это чувствовала и публика, и каждый в зале переживал свою личную историю – на фоне истории отечества.2023-05-09 18-39-08.jpg
На премьерном показе 22 июня 2023 года присутствовала дочь Константина Лисицына Елена Константиновна. На сцену Волковского театра она вышла с мемориальными документами, принадлежавшими ее отцу, и зачитала фрагмент из письма дочери Ивана Натарова. В этом письме женщина призналась, что не помнит своего отца и мечтает увидеть его в сценическом облике актера. Для публики спектакль «Герои в жизни – герои на сцене» стал данью памяти не только легендарным актерам Волковского театра, но и всем жертвам войны.

Сюжетную канву спектакля составили фрагменты из книги воспоминаний Софьи Аверичевой (в исполнении Ирины Наумкиной), репродукции мизансцен спектакля Фирса Шишигина (его роль исполнил заслуженный артист России Николай Зуборенко) и исторического материала о легендах Волковской сцены.

Спектакль идет чуть меньше полутора часов без антракта и смотрится на одном дыхании. Каждая мизансцена наполнена эмоциями, начиная с самой первой, когда из глубины сцены к рампе выходят актрисы, к ним присоединяются, буквально выплывая из оркестровой ямы, актеры, а потом все рассаживаются на стульях в один ряд. Изображение актеров на сцене транслируется на экран – и возникает вертикаль и горизонталь, несколько рядов лиц, уходящих ввысь. Как на древних соборных иконах… Первый вокальный фрагмент звучит как соборное песнопение и задает тональность всего спектакля.2023-05-09 19-29-33.jpg
Жанр спектакля в 1965 году обозначен как «народная драма», а в 2023 – «спектакль-концерт». Актерский ансамбль на сцене мощно представлен в игре актеров и в их вокальных номерах – хором, в дуэте, соло. Хоровые номера покоряли своим многоголосием в переложении музыкального руководителя Игоря Есиповича. Узнаваемые по тембру голоса Ануара Султанова, Кирилла Искратова, Татьяны Коровиной, Яны Иващенко, Андрея Симонькина, Семена Иванова, Людмилы Пошехоновой вплетались в хоровую мощь актерского ансамбля. Трогательным было исполнение легендарной военной песни Мироном Искратовым, его чистый и высокий мальчишечий голос окрасил по-новому торжественный военный гимн. Линии памяти причудливо перемежали по ходу сценического действия солнечные довоенные мелодии и трагические военные напевы. Вокальные номера соединились с танцевальными - в хореографии Елены Соболевой-Пугачевой.

Свет творил магию – окутывал все пространство, мягко высвечивал лица, нежно рисовал ореол в очертаниях фигур, рвал пространство лучами прожекторов, складывал из цвета мозаику легких мирных утренних зарниц и вязкого военного зарева, окрашивал сцену в мягкий и живой красный или в жесткий и мертвый синий… Свет Дмитрия Зименко (Митрич) рассказывал свою историю – из светлых воспоминаний и тревожных снов, из четких слепков реальности и размытых волн легенд и преданий.2023-05-09 18-46-48_2.jpg
Видеография Даниила Самылкина усиливала синтез театра и кинематографа, фокусировала зрение публики на крупных планах, создавала иллюзию военной хроники, обогащала сценическое действие, дарила ему глубину и объем, превращала актеров в колебания волн на осциллографе. Видеоряд открыл дверь в бессознательное человека, его коллективную память, помогал менять точку зрения – с ракурса публики на взгляд персонажа и далее в трансцендентность...2023-05-09 19-13-07_09.jpg
Хроникальные кадры на экране над сценой создавали в сцене проводов на фронт ощущение массовости, и немногочисленная группа актеров на сцене олицетворяла собой весь народ. Крупный плакатный план фактурного лица Кирилла Деришева с автоматом в руках подавлял маленькие фигурки актеров на сцене и вызывал торжественное и одновременно тревожное чувство. А лицо Марии Мавриной крупным планом в сцене встречи с Константином Лисицыным в исполнении Ивана Горячева в госпитале (да еще в легкой дымке!) напоминало лик богородицы, ее явление раненому солдату. Кульминацией стало наложение фотографии финальной сцены спектакля «Панфиловцы» 1965 года на финальную сцену спектакля «Герои в жизни – герои на сцене» - встреча поколений актеров Волковского театра состоялась, и публика запомнит это мгновение.

Яна Гловацкая в сценографии спектакля делала пустоту на сцене объемной и звенящей – в торжественных мемориальных сценах, наполняла пространство сцены мемориальными бытовыми вещами – в сценах мирной жизни и военных сражений, рисовала лаконичными деталями мрачные прорехи мира и военную разруху. Кульминационной стала сцена последних мгновений панфиловцев, когда белые хлопья забвенья благодаря свету Дмитрия Зименко казались публике больше маленьких бравых солдатиков, словно солдаты замерли в смерти, а ход истории засыпал их своей пылью.

Спектакль «Герои в жизни – герои на сцене» вызвал из небытия не только легендарный спектакль «Панфиловцы» и образы легендарных актеров-волковцев, но он показал особое бытие, материальное в своей нематериальности, - межпоколенческую связь театральных поколений, связь театра с его публикой… в контексте вздорной истории. Помните! Через года, через века…2023-05-09 18-51-31_07.jpg

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги