27 октября 2021
Концепция проекта реставрации: “Театр. путешествие во времени”
На данный момент, ФГУП «ЦНРПМ» сдан эскизный проект реставрации по объекту «Театра Федора Волкова», а также ведется разработка проектной документации, разработка детальных решений по воссозданию интерьеров и концепция благоустройства прилегающей, к театру, территории.
Концепция проекта реставрации: “Театр. путешествие во времени”.
«Жизнь памятника и жизнь театра в единстве. Место, где прошлое встречается с будущим».
Функциональные задачи и цели проекта: - увеличение площади зрительского комплекса театра. - создание на базе площадей театра новой сцены. - организация разных входных групп для непересекающихся функций театра. - формирование на базе площадей театра “театрального музея”. - предложение по разделению потоков зрителей. Объемно-пространственные цели проекта: - выявление утраченной, в ходе реконструкции 1960-х годов, объемно-пространственной структуры театра. - ввиду уникальности исторического формирования объема театра (от центра к периферии), выявление строительных и исторических этапов в жизни театра. - воссоздание утраченной уникальной стилистики интерьеров театра, на основании архивных данных, фотографий, а также прямых аналогов.
1. В ходе сбора исторических архивных материалов, помимо уже ранее публиковавшихся данных, были выявлены новые данные. Основным источником, ранее не публиковавшихся материалов, явился архив Театра им. Волкова, в котором было обнаружено значительное количество фотографических материалов. Главную ценность составили фотографии 1930-х годов, запечатлевшие интерьеры театра, а также подробная фотофиксация 1965 года, выполненная перед началом работ по реконструкции 1965-1967 годов. В виду полной утраты исторического убранства интерьеров данные фотоматериалы, позволили составить понимание об внешнем облике интерьеров, изначально, выполненных в модерновой стилистике.
Так при изучении фотографий зала был определен внешний облик отделки внешнего борта балконов, на которых были установлены светильники в виде лебедей, являвшихся символом театра и нашедших отображение во внешней лепной отделке здания.
2. Архивная съемка деталей фасадов театра позволила сравнить элементы фасадного декора, относящегося периодом создания к 1911 году, и их современный облик. В ходе сравнения выявлено не соответствие исторических форм барельефов и лепного декора, изначально представленных в стилистике модерна. По своему исполнению, барельефы, зафиксированные на снимках 1965 года, своим обликом близки к европейскому ар-нуво. Скульптуры на барельефах значительно выступали за границы фона, и стилистически имели выраженное сходство с творчеством Альфонса Мухи. Подлинные барельефы были полностью демонтированы при производстве ремонтных работ по фасадам, проводившихся в 1986 году.
3. При изучении фотографий фойе первого и второго этажей, был определен внешний облик отделки помещений, выполненный в стиле модерн. Максимально возможное и обоснованное возвращение внешнего и внутреннего облика здания Театра, путем воссоздания утраченного архитектурного и декоративно-художественного оформления, является по существу выявлением его подлинной историко-культурной ценности.
4. При изучении архивных фотографий фойе был определен внешний облик исторических люстр и светильников, выполненных в стилистике модерна и утраченных в ходе реконструкции 1960-х годов. Проектом реставрации предусматривается их воссоздание.