Премьера - декабрь 1936 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Публикации
«СТАЛИНСКАЯ СМЕНА», 18 декабря 1936 г.
Александр Николаевич Островский прочно занял свое, особое, большое место в советском театре. Это, безусловно, не случайно. Его пьесы навсегда остались живой, художественной, правдивой картиной капиталистического общества царской России.
Островский — реалист в самом полном смысле этого олова. Может поэтому так кроила цензура его пьесы, может поэтому молодой драматург вызвал когда-то бурю негодований даже среди актеров. Такие артисты как Щепкин, как Шумский долго не хотели принять подлинную жизнь, которую рисовал писатель.
— Вывести на сцену актера в поддевке, да в смазных сапогах — не значит сказать новое слово,—говорил Шумский.
Актер в поддевке да в смазных сапогах — это был купец. Тот самый купец, который захватил в свои хищные руки тогдашнюю Россию. Островский, как никто, ярко и полноценно вывел купечество, показал нравы общества, где деньги подменяют и честь, и совесть.
Недаром хитрая, ловкая вдова Огудалова говорят дочери-бесприданнице: «И притворяйся, и лги»; недаром блестящий барин Паратов ищет выгодную пару для женитьбы и поэтому ценит свою свободу холостяка в полмиллиона.
Островский изобразил в пьесе «Бесприданница» две галлереи героев. Одни «сильные»—Паратов, Кнуров, Вожеватов — те, кто имеют деньги. Другая галлерея — все остальные, «слабые», иначе говоря небогатые. Одни из этой второй галлереи вынуждены угождать, уничтожать свое человеческое достоинство, другие, как бесприданница Лариса, сердцем и умом поднимаются над своим обществом, бросая «луч света в темном царстве» капитализма.
Театр им. Ф. Г. Волкова, несколько дней тому назад показавший новую работу — пьесу «Бесприданница» А. Н. Островского, не совсем учел это.
Театр решил представить героиню пьесы, как «трагический образ женщины, ищущей и не находящей ответа своему сердцу». Это так. Но, конечно, далеко не всё, что хотел выразить в образе Ларисы реалист Островский. К счастью, и текст пьесы, и хорошая игра артистки А.Д. Чудиновой показали Ларису не только как женщину, не находящую ответа на любовь, но и как человека, которому душно в обществе, где «без хитрости не проживешь», где, говоря словами Ларисы, она «ослепла, все чувства потеряла».
До пьесы «Бесприданница» Островский создал образ бедной девушка в пьесах «Не было ни гроша, ка вдруг алтын», «Бедная невеста». Остальные персонажи — гордый Кнуров, веселый бездумный купец Вася, даже Паратов — все это старые герои писателя, а Робинзон — просто-напросто Аркашка Счастливцев из пьесы «Лес». Что же нового принес Островский в литературу и в театр «Бесприданницей»?
Вся соль в судьбе героини вышеназванных пьес заключалась в бедности невесты, то есть, если бы она не была бедна, то не стало бы нужды искать женихов. Вот и вся премудрость.
Совсем иной мотив звучит в «Бесприданнице». Что дали бы деньги Ларисе? Что дал бы ей брак с Паратовым? Она хорошо понимает — только унижение. Она ведь решила выйти замуж за бедного чиновника только для того, чтобы сознательно бежать из общества ловкой мамаши. Выходит, не нужды боится Лариса, когда она, мечтая о жизни в деревне, говорит, что «пусть там и дико, и глухо, и холодно, для меня после такой жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Здесь не только неудовлетворенная любовь, когда Лариса говорит, что она для них (для богатых) является вещью, когда она говорит, что там, «в таборе хорошие и благородные люди». Разве этим «там» она не говорит, что здесь — подлецы.
Артистка А. Д. Чудинова совершенно правильно поняла Островского. И поэтому она талантливо показала бессилие Ларисы перед самодурством, перед ложью, перед деньгами. Показала любовь, растоптанную сапогом Паратова.
Образ Карандышева не нов в русской литературе. Это так называемый лишний человек, который полон новыми настроениями и возмущениями, напоминающий некоторых героев Тургенева и Чехова. Новое, что внес Островский в образ Карандышева, заключено в несостоятельности, в раздвоенности последнего. Он, небогатый чиновник, с удовольствием сделался бы эксплоататором, но в силу своего положения не может стать им.
Заслуженный артист республики Д. А. Летковский правильно подошел в раскрытию типа, созданного драматургом. Неврастеником, себялюбцем, часто с благородными порывами, порою жалким, — таким выглядит Карандышев на сцене Волковского театра. Особенно блестяще Д. А. Летковским подан конец третьего действия.
Мы нарочно остановились, главным образом, на двух персонажах «Бесприданницы». Если в сороковой пьесе Островский внес новое в свое творчество, так это образы Ларисы и Карандышева.
Остальные артисты, занятые в спектакле, ведут роли ровно, запоминающе. Из них хочется выделить игру артиста Л. С. Воробцова (Паратов), артиста В. Е. Соколова (Кнуров) и С. И. Кастровского (Робинзон).
Постановщик «Бесприданницы» в Волковском театре — заслуженный артист республики А. Б. Надеждов и весь коллектив, занятый в постановке, создали простой, правдивый волнующий спектакль, желая этого или не желая, показали Ларису, освещающую рабство таких как она, и всемогущество денег, показали эксплоататоров бесприданницы, как людей, представляющих собою, по выражению Добролюбова, «темное царство».
В этом заслуга театра.
Марк ЛИСЯНСКИЙ
Актёры
Александра Янушева
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам
Александра Чудинова
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно
Валериан Соколов
Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием
Леонид Риттер
Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец
Дмитрий Летковский
Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник
Леонид Воробцов
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30
Сергей Кастровский
Робинзон
Любовь Кузнецова
Евфросинья Потаповна, тетка Карандышева
Артисты театра
слуги, лакеи, цыгане