Премьера - 29 сентября 1936 года
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Литература
Читать пьесу М. Горького "ДЕТИ СОЛНЦА"Публикации
Из программки к спектаклю „ДЕТИ СОЛНЦА"
А. М. Горький был писателем-бойцом, для которого литературное творчество являлось прежде всего могучим средством гневного общественного протеста—разоблачения классового врага, — делом борьбы за переустройство жизни.
В своем драматургическом творчестве А. М. Горький настойчиво и непримиримо отстаивал те же идеи, взгляды и убеждения, которые он проводил через все многообразные формы своей замечательной литературной деятельности. Оставив после себя богатейшее литературное наследство, исключительное по широте и глубине охвата тем и образов, —А. М. Горький сумел своими произведениями нарисовать ярчайшие картины общественной жизни конца прошлого и начала нашего столетия. Охватывая различные социальные группы, показывая глубину и сложность идейных процессов, происходящих в каждой социальной группе, А. М. Горький вскрыл основы глубочайших противоречий в общественной жизни конца XIX и начала XX столетия. Революционные идеи, которые Горький отстаивал в своей литературной практике были крепко связаны с задачами борьбы рабочего класса с капитализмом. Это дало основание В. И. Ленину указать, что Горький „крепко связал себя своими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира“. Горький весьма остро и чутко реагировал на то, что на ряду с передовой революционной интеллигенцией, крепко связавшей себя с освободительным рабочим движением, — есть другая часть интеллигенции, которая оторвана от широчайших рабочих масс и для которой этот отрыв несет трагические последствия. Этой теме А. М. Горьким посвящено ряд пьес, но с особенной силой этот вопрос поставлен в его пьесе „ДЕТИ СОЛНЦА“, впервые показанной в театре В. Ф. Комиссаржевской 8 октября 1905 г.
„Дети Солнца" были написаны А. М. Горьким в феврале 1905 года в тюрьме — в каземате Трубецкого бастиона, Петропавловской крепости.
Основной темой пьесы является тема внутреннего одиночества, опустошенности и разлада, которыми неминуемо заболевает определенная часть интеллигенции, оторванная от интересов широких трудящихся масс. Глубокая драма взаимного непонимания между народом и интеллигенцией приводят к взаимному отчуждению и разрыву. Эта драма несет за собой стремление интеллигенции убежать от народа и жизни в отвлеченные сферы „чистой науки", „чистого искусства" и т. п., где отвлеченный интеллигентский идеализм неминуемо обрекается на крушение и гибель. Таков в пьесе один из ее центральных персонажей — ученый Протасов. Он всецело предан своей науке, он человек по-своему честный и убежденный — но он так далек от жизни, что в условиях напряженной социальной борьбы эти личные положительные качества делаются социально-отрицательными. То же можно сказать и о другом образе пьесы — о художнике Вагине, который упорно и настойчиво отстаивает теорию „искусства для искусства". „Я хочу спеть свою песню один и для себя“, — гордо заявляет он.
Таковы „Дети Солнца", так именуют себя эти мечтатели—идеалисты, противопоставляя себя детям земли — трудящимся массам.
Громадная ценность, значительность и сложность пьесы заключаются в том, что А. М. Горький не стремится очернить или снизить своих героев — „Детей Солнца". Он показывает их весьма положительные суб'ективные качества. Но в поведении героев, в их высокомерном отношении к трудящимся Горький беспощадно разоблачает пассивные и отвлеченные рассуждения мелко-буржуазных идеалистов, боящихся живой и кипучей действительности, полной напряжения трудностей, рожденных обострением классовой борьбы накануне 1905 г.
В наши дни пьеса Горького „Дети Солнца" имеет то значение, что сравнивая оторванных от классовых боев интеллигенток, выведенных в пьесе, с нашей советской интеллигенцией, крепко связавшей себя с революционной борьбой пролетариата и со строительством социализма, мы с особенной ясностью видим, что только в наше время и в нашей стране навсегда снят вопрос о противопоставлении нашей советской интеллигенции и пролетариата и что только у нас возможен тот почет, уважение, высокая оценка, какими окружены имена Циолковского, Мичурина, Павлова, Карпинского и др.
А. М. Горький глубочайший художник-реалист, умеющий с необычайным мастерством раскрывать „типические характеры в типических обстоятельствах" (Энгельс). Поэтому основной задачей театра в постановке „Детей Солнца* является создание такого реалистического спектакля, в котором будут показаны жизненно-убедительные характеры и образы, поступки и действия которых обусловлены социальным бытием окружающей их действительности.
Это дает основание рассматривать пьесу как социально-психологическую комедию, чрезвычайно ясную и четкую по своей композиции. Поэтому социальная обусловленность показываемых в раскрытии сценических образов должна лечь в основу работы театра им. Волкова над пьесой величайшего классика социалистического реализма.
П. СМИРНОВ.
Актёры
А.Г. Григорьев
Павел Федорович Протасов, профессор-химик
Ольга Супротивная
Лиза, его сестра
Александра Чудинова
Елена Николаевна, его жена
Дмитрий Алексеев
Дмитрий Сергеевич Вагин, художник
Григорий Свободин
Борис Николаевич Чепурной, ветеринар
М.А. Ольшевская
Мелания, его сестра
Александр Дёмин
Назар Авдеевич
Александр Спирин
Миша, его сын
Василий Исаев
Егор, слесарь
Н.И. Смирнова
Авдотья, его жена
Константин Брин
Яков Трошин
Мария Марина
Антоновна, нянька
Вера Малаховская
Фима, горничная
Е.С. Седова
Луша, горничная
В.В. Туманов
Роман, дворник
Александр Прокофьев
Доктор
Артисты театра
в массовых сценах