06 мая 2024

Его Величество Актёр

Его Величество Актер в новом спектакле Волковского театра «Венецианские близнецы» по пьесе Карло Гольдони. Режиссер-постановщик и сценограф — Паоло Эмилио Ланди. Премьера состоялась 28 марта 2024 года.
Спектакль длится 2 часа 40 минут с антрактом, но смотрится на одном дыхании. Актеры энергично «тормошат» публику, не оставляют ее в покое ни на минуту, словно нет и не было четвертой стены, отделяющей действие на сцене от действия в зале.
Импровизация - именно на этом замешана комедия дель арте, «искусная комедия», или «комедия ремесленная» (все зависит от того, как переводится слово ‘’arte” - как «искусство» или «ремесло»). Commedia dell’arte — одна из самых ранних форм профессионального театра нового времени, эпохи Возрождения.
В Волковском театре это второй спектакль Паоло Эмилио Ланди, а первый – «Неаполитанские каникулы» (2019): https://yarwiki.ru/article/2941/landi-paolo-emilio.
«Венецианские близнецы» у Ланди уже не первые. Началось все в 1995 году в Омске, повторилось в 2005 в Уфе (в Русском академическом театре драмы Башкортостана) и в 2011 - в Москве, в Театре на Таганке. В Омске, кстати, Лелио играл небезызвестный в Ярославле Владимир Майзингер.
Итальянский режиссер, выпускник театрального факультета Римского университета, поставил спектакль по пьесе Карло Гольдони (1707 - 1793), а XVIII век известен тем, что не было еще в театре режиссеров - как мы сейчас понимаем их роль. В том театре ЦАРИЛ актер. Именно такой парадокс допустил Ланди: итальянский режиссер поставил пьесу итальянского драматурга из эпохи дорежиссерного театра и главное богатство спектакля - Его Величество Актер.

***

Сценический инструментарий комедии дель арте помогает актеру царствовать на сцене и сейчас, царствовать над публикой – как всегда.
Маска считается отличительным признаком комедии дель арте и уходит корнями в античный театр. Михаил Чехов избрал маску в качестве основного учебного инструмента в становлении актера…
Маски в комедии дель арте и в спектакле Волковского театра во многом условны, они напоминают о типаже персонажа, но главное в игре современного актера - наполнить типаж живым характером. И актерам Волковского театра это удалось!
В комедии дель арте нет полноценного текста, актеры следят за сюжетными линиями по примерному плану. Мастерство актера заключается в умении импровизировать, ломать четвертую стену, ткать текст роли из разговоров с публикой и городских новостей. Все это блестяще демонстрируют волковцы.
Маски в традиции комедии дель арте не носят влюбленные и благородные дамы и кавалеры, чтобы публика могла наслаждаться в полной мере их красотой. Их одевают в самые модные наряды.
Дзанетто и Тонино, Флориндо и Лелио, Розаура и Беатриче не носят масок. Нет маски и для Коломбины (девушки-дзанни не носят масок). Их маски условны - в традиционных костюмах, особой поступи, узнаваемых ужимках.
Над этим трудился целый творческий коллектив из Италии: художник по костюмам Сильвия Тальяферри, педагог по пластике comedia dell’arte Фабио Манголини.
2024-03-28 20-31-21.jpg

***

Главные действующие лица в пьесе и спектакле - близнецы Дзанетто и Тонино Бизоньози, разлученные в детстве, практически не знакомые друг с другом. Их историю нам рассказывают со сцены устами слуги, дзанни Бригеллы. (Кстати, отец Дзанетто и Тонино – еще одна маска, венецианский купец Панталоне.) Секрет сюжетной путаницы в пьесе и спектакле - секрет Полишинеля (еще одна маска - Пульчинелла): публика все поняла с самого начала, а вот самый сообразительный из персонажей, Тонино, только во втором акте.
В спектакле эти две роли исполняет один актер, но в двух составах, - Алексей Кузьмин и Юрий Круглов.
Волковским корифеям не нужны маски, их персонажи меняются в одном теле в движении…
Актеры невидимой кнопкой переключают в себе персонажа на актера и обратно. Виртуозно играют тембром, интонацией, темпом. Их тела то сжимаются для образа Дзанетто, то распрямляются - в Тонино. Актеры сладострастно играют своим телом и меняют Дзанетто на Тонино в одном проходе - на поклон: начинает движение Дзанетто, завершает Тонино, или наоборот. Каждый проживает на сцене две жизни, им в этом помогает сцена, братья актеры и дзанни - рабочие сцены, которые заранее выстроили все норки-ходы, чтобы актеры незаметно скрылись под сцену, со сцены, чтобы появиться в другом эпизоде.
Публика не выразить словами как любит своих кумиров - Кузьмина и Круглова. И актеры умело пользуются любовью публики, общаются с иней, комментируют свои действия, поведение своих персонажей и партнеров - и вызывают публику на аплодисменты.
Четвертая стена в комедии дель арте и в спектакле Ланди отсутствует. Зрители включены в действие - со сцены, в зале.
Эти переключения самое интересное в спектакле.
Публика ни на секунду не ослабляет своего внимания и чувствует, когда актеры становятся самими собой.
2024-03-28 18-57-55.jpg

***

Анастасия Савкина играет Розауру, дочь доктора Баландзони, сестру Тонино и Дзанетто, пропавшую много лет назад.
Персонаж Савкиной раскрывается с первого появления на сцене - в перепалках и интермедиях с Коломбиной, доктором Баландзони, Панкрацио, Дзанетто, Тонино. Импровизации в исполнении этой роли, кажется, нет, зато чувствуется разная интонация, ансамблевая - в тон партнеру.
Актриса чутко реагирует на смену предлагаемых обстоятельств, рисунок ее роли постоянно уточняется. Розаура словно былинка, которая трепещет от каждого дуновения ветра, меняет направление и глубину наклона.
2024-03-28 18-54-48(2).jpg

***

Беатриче - особый персонаж, она влюблена и ради возлюбленного покинула отчий дом, родной город и приехала в Верону - сильный поступок и такой же сильный характер. Именно такой, целеустремленной, играет Беатриче Татьяна Коровина. Порой даже кажется, что в мизансценах с другими персонажами главное в сценическом рисунке Беатриче не персонажи (Тонино, Флориндо, Лелио), а эта самая цель - получить желаемое. В этом Беатриче избалованнее Розауры. Интермедии Татьяны Коровиной с «Олегами» и «Денисами» (когда актриса спускается в зал с мечом, выбирает «жертву» и устраивает маленький спектакль с перепадами интонации, грудными ямами тембра, заламыванием рук) среди публики блестяще выполнены, и публика обращается к ним в ходе действия не раз: нет-нет да и ввернет кто-нибудь из публики имя «спасителя» Беатриче.
2024-03-27 19-16-28_3.jpg

***

Влюбленного без взаимности в Беатриче и неверного друга Тонино благородного кавалера Флоринда играет Иван Горячев. В исполнении Ивана Флориндо именно такой - велеречивый, эфирный, порхающий и вспархивающий - за Беатричей, к Тонино, против Лелио. В сценическом образе персонажа гармонично все - внешность, стать, повадки, интонации, даже высота голоса - когда Флориндо развоплощается в Ивана Горячева. Когда Иван Горячев “выключает” Флориндо и становится самим собой - в диалоге с Тонино - высокий питч Флориндо срывается в глубины баритона Горячева… ух!
Флориндо Горячева - олицетворение «завитости» и витиеватости барокко.
2024-03-27 19-21-15.jpg

***

Совсем другая история - Лелио в исполнении Андрея Симонькина. Коренастый и плотный Симонькин строит свой образ на контрасте – со своим оппонентом Флориндо и с собственным представлением персонажа о себе. В своем воображении Лелио - римлянин, патриций, наследник древней славы (на словах уж точно). В его поведении «римлянин» конкурирует с неуклюжим и неумелым хвастуном воякой. Недаром кажется, что в образе Лелио соединились две маски - собственно Лелио и вояки-хвастуна Капитана, даже огромный меч Капитана появляется в конце концов в руках Симонькина.
2024-03-28 19-02-13.jpg

***

Виталий Новик ставил сценические бои благородных кавалеров - Флориндо и Тонино с Лелио, Флориндо и Лелио с Тонино…
2024-03-27 19-32-27_2.jpg

***

Капитан в спектакле тоже есть, его играет статный и зычный Николай Лавров. В исполнении Лаврова Капитан по-военному прямолинеен, уверен в себе, как сам закон: DURA LEX SED LEX. Образ Капитана, его отношение с подчиненными навевает другую аналогию: «слуга царю, отец солдатам».
2024-03-27 20-50-00_1.jpg

***

Еще один представитель закона - полноценная маска на лице и в сценическом рисунке - доктор Баландзони. В исполнении Андрея Зубкова он традиционный «Доктор» комедии дель арте - в черном костюме, в маске, с неизменной книгой законов в руке.
2024-03-27 18-57-54_1.jpg

***

Еще один старик - маска Панкрацио, друга Баландзони. Хотя маски нет - формально, на лице актера «маска» из белил (такие тоже используются в комедии дель арте). Его играют в разных составах народный артист России Валерий Кириллов и заслуженный артист России Николай Зуборенко. В их исполнении Панкрацио разные, хотя маска, парик, костюм, слова и даже пластика одни и те же. Валерий Кириллов играет напористого и сногсшибательного в своем напоре Панкрацио, его влияние на Баландзони, Розауру, Дзанетто понятно - в это веришь без толики сомнения. А когда Панкрацио «проигрывает» Тонино, даже немного странно: как так-то?
У Зуборенко Панкрацио вкрадчив и влезет всюду без масла… Удивительная мимика актера создает впечатление, что еще немного и он всех просто всосет в свою маску. Его негромкий голос и бархатные интонации заплетают публику в заговор Панкрацио.
2024-03-27 21-37-01.jpg2024-03-28 19-19-45.jpg

***

У каждого персонажа в комедии дель арте своя пластика. Пластичность Арлекино в исполнении Ильи Варанкина и Коломбины в исполнении Евгении Родиной наиболее ярко выраженная, триггерная, «комедиядельартная». Благодаря ей персонажи Варанкина и Родиной цементируют действие, связывают сцены в единое целое. Родина и Варанкин очень органичны в своей пластической экспрессии – поступи, проходках, финтах, ужимках. Образы их персонажей сотканы из пластики (уже сказано!), окрашены тембрально, даже темп речи играет на них.
2024-03-27 19-57-58_6.jpg

***

Дзанни Бригелло в исполнении Кирилла Искратова и Никиты Ерохина - слуга в доме доктора Баландзони, а когда-то - в доме Тонино и Дзанетто Бизоньози. Шаркающая походка актеров, согбенная спина, реверсивные движения, зычные вскрики словно привет из прошлого. Бригелло - посланник Времени, он рассказывает свои «истории» и поучительные «уроки» - с печальным или наоборот концом. Пристает к Коломбине, масштабируя ее манкость, соперничает с Арлекино. С Коломбиной не прочь поиграть и доктор Баландзони, но именно Бригелло символизирует маскулинный мир - жаждущий Коломбины. На сцене Бригелло Искратова и Ерохина шаркающий и согбенный, а за сценой… громогласный и пугающий. Словно все накопленное и не выданное на сцене он выплескивает за сценой, вздрагивают все - персонажи на сцене и публика в зале.
2024-03-27 19-03-28_2.jpg

***

Есть и еще один персонаж, аналогично Бригелло выплескивающий себя порционно, - заика хозяин гостиницы. Эрик Тарханидис в роли дзанни хром и невзрачен, лишен связной речи. С легкой руки Арлекино он иногда выражает себя вокально, это получается фальшиво, но громогласно, за что и прозван Паваротти.
2024-03-28 20-58-31.jpg

***

Ануар Султанов, против ожидания, лишен голоса в спектакле, но его ожидание сопровождает каждую интермедию с его участием - в роли дзанни носильщика или полицейского. Вот он наклоняется, вот выпрямился – «щас» польется…
2024-03-27 20-41-06_3.jpg

***

Маски в спектакле дают собственное представление. А какие маски - блеск венецианского карнавала! Мария Маврина - Звезда. Андрей Симонькин - Скелет. Семен Сальников - Птица. Кирилл Деришев - Пульчинелла (тот самый Полишинель). Яна Иващенко - Монахиня. Анна Ткачева - Священник. Никита Ерохин - Проститутка. Михаил Емельянов - Дож. Наталья Машук - Солнце. Алена Тертова - Луна.
Маски создают неповторимый флер комедии дель арте, они постоянно присутствуют на сцене – статично, как украшение в интерьере, и в интермедиях. В их пластике чувствуется школа комедии дель арте и уроки Фабио Манголини.
Костюмы и маски Сильвии Тальяфлери в свете Дмитрия Зименко (Митрича) смотрелись картинно – как драгоценные гобелены, еще не потертые веками.
Ансамблевые хореографические композиции масок, масок и полицейских, веронцев ставила Елена Соболева-Пугачева.
2024-03-28 19-29-56.jpg

***

Игорь Есипович соткал музыкальную ткань спектакля из фрагментов венецианца Антонио Вивальди с вплетением мелодий немца Генделя и австрийца Глюка. Для танца Семена Сальникова в маске Птицы использован фрагмент современного композитора Питера Габриэля, а вот тарантеллу, в которой на сцене кружатся все маски, Игорь Маркович написал специально для спектакля.
2024-03-28 21-08-55.jpg

***

Театральная «шалость» в виде исторической реконструкции комедии дель арте на сцене Волковского театра удалась.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги