02 декабря 2022

Театральная лаборатория «Давайте поиграем» - интервью с руководителями проекта

В театральном сезоне 2022/2023 гг. на базе Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова, в Культурно-образовательном центре имени Ивана Дмитревского, реализуется грантовый проект «Театральная лаборатория «Давайте поиграем»» при поддержке гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Мы побеседовали с руководителем проекта театральным педагогом и режиссером и педагогом Николаем Дручеком и режиссером проекта актрисой Волковского театра Марией Мавриной.

ВС: Прошу вас по шкале от 1 до 10 оценить реализацию задуманного – в целом в проекте и в театральной постановке. Поясните свою оценку.

НД: Идея театральной лаборатории – как она задумывалась - наладить диалог, реальный диалог со зрителем, услышать зрителя, создать такое пространство, где зритель не просто зритель, а полноценный участник театральных процессов. И эта идея воплотилась на все 100. Я ставлю высший балл – по шкале, предложенной Вами.

ММ: Мы осторожно определили жанр нашей театральной постановки как «эскиз» - это читка пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Бог ездит на велосипеде». Спектакль поставлен за короткое время - всего три месяца и чуть больше десятка репетиций. Но у нас получился полноценный спектакль: ребята создали яркие сценические образы, мы придумали «загадочный» реквизит и с ним «играли», Елена Соболева-Пугачева поставила нам танцевальные номера, мы предложили интересные решения мизансцен, воплотили наши задумки в костюмах, свет в постановке Ильи Соловьева стал полноправным участником спектакля, что еще? Да, богатое музыкальное оформление – классическая и современная музыка. Представляете, в одной из мизансцен Всеволод (Сева) Корников свои реплики давал под «лунную» сонату Бетховена – в своем исполнении! Что тут говорить? Публика все это оценила – по достоинству. Я выбираю десять баллов.

ВС: Оттолкнемся от фразы Ломоносова «Открылась бездна звезд полна» и вспомним, что для вас было открытием в этом проекте – люди, события, явления.

НД: Лаборатория проводилась на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Благодаря этому гранту все события лаборатории были бесплатными для её участников, мы смогли охватить более пятисот человек и провести более 30 мероприятий, а также обеспечить Культурно-образовательный центр имени Ивана Дмитревского всеми необходимыми материалами для проведения занятий. Мы очень рады, что в работе лаборатории смогли принять участие не только волковцы и ярославцы, но и приглашенные театральные педагоги из Москвы. Уникальный мастер-класс «Чтение с остановками» провели театровед, ведущий научный сотрудник Московского педагогического университета, кандидат искусствоведения Александра Никитина и артист Московского областного ТЮЗа и театральный педагог Валерий Кукушкин. На этой встрече педагоги из Ярославля и области работали с текстом через освоение пространства, формы, ритма, звука, цвета и других выразительных средств. Надо сказать, что этот мастер-класс рассчитан всего на 25 человек, и вот оно потрясение - мы получили на него около ста заявок! Мастер-класс для двух групп по 25 человек провели гости, а для остальных пришлось провести ещё одну творческую встречу и рассказать о методиках театральной педагогики - это театр организовал уже своими силами.

ММ: Я разговаривала со школьниками, как с актерами, и в какой-то момент поймала себя на мысли: я сама актриса, я вижу, а они делают, у них глаз горит, я начинаю с ними разговаривать как с артистами - они смотрят на меня и выполняют. Мои опасения оказались напрасными: в Ярославле очень высокая театральная культура, и это относится в полной мере к ярославским школьникам. В итоге мы показали спектакль два раза: первый раз – для близкого круга актеров, их семей и друзей, а второй раз – для широкой публики. Оба раза зал камерной сцены был полон, сидели даже на ступеньках в проходах. На обсуждении спектакля после премьеры кто-то из публики предложил показать этот спектакль еще раз – для родителей, для учителей. И знаете, что самое важное: сами юные актеры изъявили готовность сыграть еще раз, и не один. Видели бы Вы при этом их лица – они сияли! Лично для меня это очень, нет - самая высокая оценка.

ВС: Какие озарения Вас посетили в этом проекте, на что Вы взглянули по-новому?

НД: На основе игровых методик в рамках лаборатории прошли обсуждения репертуарных спектаклей Волковского театра с классами из ярославских школ и дискуссионные клубы для всех желающих. Зал камерной сцены Волковского театра всегда был полон. Люди регистрировались заранее, приходили без записи – и театр был всем рад. Благодаря этим встречам и другим событиям лаборатории вокруг театра удалось сформировать сообщество педагогов, работа с которыми не закончилась, а только начинается.

ММ: Озарения? Их было много. На кастинг пришло более ста (!) человек, все школьники – яркие, интересные. Очень трудно было выбрать несколько человек в труппу. Но и из оставшихся в спектакле сыграли не все… Мы даже придумали интересный ход – у нас два Кирилла: Тимур Керимов и Сева Корников. В определенный момент они меняются на сцене. В других постановках этой пьесы этого нет – это наше. Некоторым зрителям показалось, что ребята играли сами себя – представителей своего поколения. Но работа над характером персонажа была сложна для всех. На обсуждении публику интересовало именно это: что общего у актеров и их персонажей? Екатерина Капитонова исполнила роль Наташи (14 лет), Александр Мальев сыграл ее брата – призрака (25 лет). Анастасия Кочкина играла Светлану (14 лет), а Илья Мартыненко – Макарова (14 лет). Дарье Калинчук, Андрею Киселеву, Павлу Забродинову достались образы взрослых – Матери Кирилла, его Отца и Психолога. Ребята замечательно передали свое представление о персонажах, смогли в них вжиться – и получилось незабываемо.

ВС: «Pro memoria». Что Вы возьмете в свою дидактическую копилку из проекта в целом и театральной постановки на будущее – чтобы закрепить или проверить?

ММ: Эскиз-читка – максимально свободная театральная форма. Она позволяет пробовать, экспериментировать, иногда – шалить на сцене. Ребята могли не запоминать текст, а читать его с листа. Но это показалось участникам слишком просто – и каждый выучил свои слова наизусть, настолько проникся театральной жизнью. Папки с текстом перестали быть «суфлерами», они стали полноценным реквизитом – на сцене мы с ними поиграли.

НД: Работа с театрально-педагогическим сообществом в Ярославле только началась. Я очень рад, что лаборатория позволила сделать первый шаг для формирования такого «содружества» - я бы назвал это так. Мы почувствовали запрос общества на общение, и предметом такого общения стал театр. А это открывает безграничные перспективы для нашей работы в будущем.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги