24 августа 2022

Дерево посадить – не поле перейти

В Ярославском театре драмы имени Волкова играют спектакль, поставленный в рамках лаборатории «Крупный план»

Порой самое простое доброе дело может обернуться бессмысленной тратой сил. А то и вовсе скатиться к выяснениям отношений между одержимыми добром. Так и произошло с отцом и сыном – героями спектакля Виталия Даушева, решившими посадить дерево. Благородная затея у них превратилась сначала в фарс, затем в психологическую драму и чуть не закончилась трагедией с убийством лопатой.

Может быть, причиной тому стало, что о ландшафтном дизайне отец вспомнил лишь через 20 лет после освоения роли родителя. Не зря мудрость гласит, что делать нужно всё в строгой последовательности: сначала построить дом, потом посадить дерево и уже после всего думать о продолжении рода. У персонажей пьесы всё вышло иначе.
Немолодым уже отцом саженец куплен на рынке. Вместе со взрослым сыном найдена подходящая территория для озеленения (зелёное ровное поле, подозрительно ровное). Дело за малым – опустить корни, жаждущие животворящих соков, в подготовленную землю.

Осведомлённость отца в деле ботаники сначала восхищает персонажа Ильи Варанкина, сыгравшего сына. И отец в исполнении заслуженного артиста России Евгения Мундума ему с гордостью заявляет, что он много чего знает и «о кишках, и о ракетах». А также упоминает о практическом опыте – посадке рябины. Сын удивлён. Оказывается, его отцу всё неясное ясно, потому что он родом из несуществующей страны – СССР. Усиленное ностальгически – документальными кадрами – это заявление, уже возвысившее отца на пьедестал настоящего героя и альфа-самца прайда, мгновенно рушится. А всё потому, что саженец, извлечённый из мешка, являет два корневища – по одному с каждой стороны. Это обстоятельство, как нелепая улика, оставленная убийцей на месте преступления, влечёт все новые неприятные факты. И вот отец из героя превращается в никчёмного, отжившего своё, и совсем не достойно, человека-обузу.

Здесь зритель становится свидетелем эмоциональных и живых диалогов между персонажами. Возможно, некоторые колкие фразы приходилось слышать родителям вчерашних подростков, а также самим обороняться обидными репликами, указывающими на нестабильность положения и отсутствие понимания причинно-следственных связей у своих подросших «малышей».

Между тем молодое поколение в лице сына, вооружённое компьютерами самых разных мастей, оказывается не таким уж бездеятельным и пустым, когда возникает необходимость встать на защиту себя и своих интересов. А позже выясняется, что сын готов защитить и отца в момент жестокой и внезапной опасности. Да, он не посадил сам ни одного дерева, да, он не видит в родителе своём примера для гордости и подражания, да, он не мужик, но он человек и знает, что нужно делать.

Не хочется писать спойлер, но сыну действительно удаётся отстоять и своё право на жизнь, и право отца, и даже двухкорневого саженца яблони.

Стоит отметить, что спектакль «Посадить дерево» по пьесе Алексея Житковского стал первым в режиссёрской карьере Виталия Даушева. Вместе с молодым персонажем пьесы он впервые пробует укоренить саженец нового для себя дела (Виталий до этого момента строил только актёрскую карьеру в Театре драмы имени Фёдора Волкова). Отсюда и некоторые неординарные и экстравагантные сценки, вырывающиеся из канвы повествования, как дикие отростки (танго охранников, например). И излишне романтичный финал. Впрочем, о нём зритель может составить своё личное впечатление после просмотра спектакля. Так или иначе дерево начинающим режиссёром посажено. Что из него вырастет – яблоня или секвойя – покажет сцена.

Кстати, спектакль Виталия Даушева – один из восьми, представленных молодыми режиссёрами в рамках лаборатории «Крупный план». Состоявшаяся в начале года лаборатория обогатила репертуар театра: художественный руководитель Сергей Пускепалис принял решение о постановке на камерной сцене всех спектаклей, фрагменты которых были представлены на суд жюри. Кроме того, планируется, что лаборатория «Крупный план» станет ежегодной.

Кристина Шрамковская,
семинар Г. Заславского в СТД

Источник

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги