Премьера - 6 ноября 1962 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Литература
Читать пьесу Максима Горького "ДЕТИ СОЛНЦА"Публикации
Г. Кормушина
Красота лучше, правда – нужнее…
На сцене Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова поставлены «Дети солнца» М. Горького.
Постановщик спектакля Ф. Шишигин — художник большого гражданского темперамента, всегда тонко чувствующий поэтический строй драматического произведения. И эту его работу отличают завершенность, художественная цельность, органичный сплав идей и образов пьесы с мыслями режиссера о современности.
Спектакль смотрится с неослабевающим интересом. Режиссером найден точный ритм сценического действия — эмоционально-приподнятый, контрастный по настроению. В нем и праздничность, и напряженная драматичность. Пьеса поставлена в жанре трагикомедии. Трагедийный накал одних сцен по законам логики самой жизни сменяется эпизодами, полными юмора, иронии или горькой усмешки.
Невольно вспоминаются записи Горького о том, что он, когда писал пьесу, «смеялся». Комический элемент, по его мнению, должен занимать важное место в пьесе, чтобы не только усилить остроту полемики, ироничность, но и поярче показать, как трагичен отрыв интеллигенции от народа.
Спектакль слушаешь так, как можно слушать хорошего, умного собеседника. Актеры бережно относятся к горьковскому слову, произносят его со вкусом и умением.
В панораме города, с теснящимися зданиями, в багровых отсветах солнца, в смещении перспектив архитектурных линий художник А. Ипполитов передал ощущение ломающихся устоев жизни. Музыка Скрябина прерывистыми аккордами, мелодическими фразами врывается в спектакль. В ней и смятение и поиск... И как-то незаметно возникает атмосфера жизни на рубеже двух эпох.
Спектакль отличается стройностью всех частей, актерским ансамблем. И первую скрипку в этом ансамбле великолепно ведет Григорий Белев в роли Павла Протасова.
Действие начинается с небольшой сцены, единственной, где мы видим Протасова в момент работы. Начадив в кабинете, он заканчивает опыт в гостиной. Мы видим то озабоченное, то радостно-взволнованное лицо Протасова и верим: перед нами талантливый ученый. Последующие эпизоды, где Протасов и наивен, житейски беспомощен, и чрезмерно красноречив, благодушен, воспринимаются уже сквозь призму первого знакомства с талантливым исследователем, вызывая сочувствие, неизменную симпатию и к достоинствам его и к слабостям.
Это тем более важно, что главная мысль спектакля— об отношении интеллигенции к народу — завязывается именно здесь, в первой сцене: Протасов, увлеченный опытом, не сразу понимает, что же ему мешает. А мешает песня, тягучая, однообразная, которую поет под окном, занятый своим делом, дворник Роман. Протасов пытается унять Романа. Происходит краткий и довольно нелепый диалог, выразительный в своем сценическом подтексте, — Протасов и Роман (его отлично играет Л. Дубов) так пытливо глядят друг на друга, прислушиваются, всматриваются, точно говорят на разных языках, силятся понять, но так и не понимают.
Этот мотив взаимного непонимания людей в дальнейшем звучит шире, настойчивее, заканчивается катастрофой...
Это непонимание — камень преткновения и в отношениях между Протасовыми, и близкими им людьми.
Протасов любит Елену. Он заметно гордится своей женой — умной, красивой, элегантной. Но не понимает, что их отношения на грани разрыва. Актриса В. Нельская очень сдержанно показывает, как назревает протест в душе Елены против эгоизма, оскорбительного невнимания к ней как к человеку. Разговаривая с рафинированным Вагиным, которого играет В. Салопов, Елена — Нельская прячет взгляд, чтобы не выдать свою душевную тоску. За медлительностью ее жеста чувствуется огромная внутренняя сосредоточенность, за вынужденными репликами-ответами, то безразличными по тону, то раздраженными, угадывается, как труден этот последний шаг, как много значит в ее жизни человек, для которого наука затмевает всю реальность мира и реальность ее собственного существования. Но Елена любит и понимает, что ее «соперница» приносит Протасову подлинное вдохновение, ни с чем не сравнимую радость и этой радостью он готов поделиться со всеми.
Именно поэтому Протасов и людей воспринимает по-своему, поощряя, например, «стремление к науке» Мелании (Е. Загородникова), не видя двусмысленности ее побуждений. «Вращаться в мире чудесных глубоких загадок бытия, тратить энергию своего мозга на разрешение их — вот истинно человеческая жизнь, вот неисчерпаемый источник счастья и животворной радости», — говорит ученый, обращаясь к ней. А Мелания, трогательно и смешно объясняющаяся в любви, готовая отдать все капиталы, лишь бы с ним «взойти на высоту», стать «царицей» для всех и «служанкой» для него, очистить грешную свою душу возле «дитяти», «божьего угодника»,— тоже не понимает Протасова.
Мелания, сидя на длинной скамье на почтительном расстоянии, ловит взгляд Павла Федоровича, ожидая ответа. И взгляд этот, блеснувший отчужденностью, сказал много больше непонятно-вежливых слов. Протасов на какое-то мгновение запнулся, «профессорский» жест стал менее уверенным, на
лице появилась тень испуга, потом усмешка. Исчезло воодушевление. Он поскучнел. Недавние старания вовлечь Меланию в дивный мир «живой клетки» показались смешными и пошлыми.
У Протасова—Белова открылась важная черточка в характере. В момент, когда надо прийти к решению, он становится внутренне собранным, появляется еле уловимая жестокость. Его речь, мягкая по тону, но энергичная, упругая, не допускает и мысли о возражении или несогласии с ним. Нет, Протасов—Белов не простак, не «дитятя», у «его твердая позиция в жизни—- исключать, вычеркивать все, что мешает науке. Не случайно Елена, сильная, смелая, способная вызвать и ужас, и восторг Протасова, когда идет лечить заболевшую холерой женщину, оттягивает объяснение с ним, на котором настаивал Вагин. И Вагин, вызвавший Протасова на это объяснение, терпит поражение, потому что больше всего на свете он любит себя. Протасов же взвешивает человека на весах, на одной чаше которых — наука.
Постановщик и актер раскрывают характер жизненно сложный, человечески обаятельный. В Протасове есть все, чтобы назвать его не только талантливым ученым, но и прекрасным, добрым человеком. И нет одного — знания и понимания реальной жизни.
По-видимому, нежное, заботливое отношение Протасова к сестре Лизе, в сущности, жестоко и трагикомично. Когда Лиза — Э. Сумская резко бросает брату и Вагину: «Вы не хотите чувствовать трагической правды жизни», — Протасов говорит, что «это» у нее от нервов, предвидится гроза. А когда в финале, после самоубийства Чепурного и «холерного бунта», Лиза появляется с веночком на голове, в белом и все понимают страшный смысл ее «игры», — не понимает этого один Протасов. Присев на скамью, он глядит с улыбкой умиления и восторга на Лизу, он всерьез восхищен ее стихами, может быть, в этот момент он увидел в ней одаренную, оригинальную поэтессу...
В Протасове есть и своего рода неуязвимость перед ударами жизни, за которую другие расплачиваются высокой ценой. Лиза сходит с ума. Чепурной, вышедший из народных низов, не в силах преодолеть душевного тупика. Наблюдая то, что видел прежде, и то, к чему он так привязался благодаря Протасовым, Борис Чепурной говорит задумчиво: «Да... красота лучше... а правда нужнее людям».
Но не все обладают мужеством быть на стороне правды, если правда не в ладу с красотой. В. Андрушкевич раскрывает драму человека, научившегося мыслить, понимать прекрасное, но не сумевшего соединить его с правдой жизни. Его несет по течению, и только надежда на ответное чувство Лизы дает веру в то, что он пристанет к одному из берегов.
Вот Чепурной, празднично одетый, оживленный, подбадриваемый Лизой, взбегает вверх по лестнице к дверям комнаты Лизы. Через некоторое время он возвращается и ведет спокойный разговор с Вагиным. Сразу и не догадаешься, какие чувства обуревают Чепурного. Весь он словно светится, необычно одухотворен. Путь к счастью, путь к смерти — по лестнице вверх, по лестнице вниз. И только замеченная Вагиным морщинка на лбу, запечатленная им в рисунке, останется потомству от него, Чепурного, как он сам шутит без особой горечи. Чепурной уходит, не найдя себе места ни на одном из берегов реки-жизни.
Крепкую позицию на «берегу» занял Вагин. Он живет в мире искусства, дышит им, отделяя его от «трагической правды жизни» броней индивидуализма: «Искусство всегда было достоянием немногих... Это его гордость». «Это его драма», — возражает Елена. А Вагин твердит: «Таково мнение большинства, и уже по одному этому — я против». «Какое мне дело до людей! Я хочу громко спеть свою песню один и для себя...».
Вагин в исполнении В. Салопова — талантливей, ищущий художник. Когда он в работе — лицо его красиво, вдохновенно. Но стоит ему оторваться от листа бумаги, как перед нами скучающий, утомленный и желчный господин, откровенно презирающий все и всех. Его враждебность к жизни, к людям осознанна и едва лишь прикрыта сдержанностью воспитанного человека. Субъективно Вагин и Протасов — люди разных характеров, разного мироощущения, и все же во многом они единоверцы.
Театр как бы говорит нам: взаимное непонимание людей особенно трагично, если оно на пути к социально-историческим преобразованиям, на пути нравственного развития человечества. Именно с этих позиций в спектакле акцентируются сцены «интеллигентов» и «мужиков».
Слесарь Егор, которого так ценит Протасов за умелые, умные руки, поначалу с доверием и уважением относится к ученому. Но штрих за штрихом, и мы видим, насколько правильнее судит о человеческом достоинстве грубый, скандальный Егор, чем мягкий, гуманный Протасов, упрекавший Егора за то, что тот бьет жену, а сам не пускающий Елену оказать помощь заболевшей женщине. И так во всем — разрыв между словом и делом у людей, возомнивших себя детьми Солнца, и не понимающих, что они прежде всего — дети Земли.
Вот обитатели и друзья дома Протасовых мечтают о создании картины: корабль, на нем смелые, красивые люди устремлены вперед, к Солнцу. Эпизод происходит на террасе, в этот момент напомнившей борт корабля. Вдруг появляется пьяный Яков Трошин. Мечтатели с холодным недоумением оглядывают бледного, в лохмотьях и форменном картузе непрошенного гостя. Монолог Трошина (С. Тихонов) врывается диссонансом в спокойную беседу на террасе. Трошин искренне взволнован и своим случайным экспромтом, и присутствием дам. Но главное — ему хочется доказать, что он тоже интеллигентный человек, что он все понимает, и «только» бедность, несчастья, печальная необходимость быть «сан-сапогэ», как он изысканно объясняет отсутствие обуви, только это мешает ему занять место в их достойном кругу. Неожиданно почувствовав себя плохо, Трошин сходит с «корабля» и садится на скамейку возле террасы. С его лица исчезла пьяная воодушевленность, перед нами больной, глубоко несчастный человек.
Но какое места будут занимать вот эти люди? — задает вопрос Лиза, — есть ли им место на прекрасном корабле? И все единодушны — таким нет места. «Эти люди — мертвые клетки в организме», — объясняет Протасов, — там, среди идущих к Солнцу, могут быть Дарвин, Лавуазье. «А на носу корабля, — мечтательно, но несколько мрачно добавляет Вагин, — будет стоять кто-то один... одинокий среди одиноких».
...Дожидаясь господ к чаю, Луша (Т. Позднякова) беседует с дворником. Она недавно из деревни, и все ей в диковину, а главное — непонятны господа, тихие, вежливые. Лушу это пугает больше, чем «черная немочь» барышни Лизы. По контрасту с тяжелой, спотыкающейся речью Луши и Романа, диалог вошедших Павла и Лизы звучит как серебряный ручей: «Как хороши люди. Сколько в них простоты, ума и такой славной способности понимать друг друга», — ласково журчит ручей. Мизансцена строится так, что в центре, на террасе-«корабле» Павел и Лиза. Слева, в глубине, Лушка, шарахнувшаяся к колоннаде дома и там застывшая в оцепенении от непонятных слов. Почти на авансцене, правее, Роман. Мы видим, как он жадно вслушивается в каждое слово. Он силится понять, о чем так хлопочут господа. А Лиза и Павел говорят и говорят о народной справедливости, обращая внимание на Лушу и Романа не больше, чем на сломанный стул в углу террасы.
...После «холерного бунта», усмиренного взмахом револьвера Елены и дубинкой Романа, испуганные обитатели дома не могут прийти в себя. Протасов — вялый, посеревший. Вагин — злой, ненавидящий. Безумная Лиза. Сосредоточенная Елена. А под деревцем недавние враги — Роман с Егором и Трошиным приготовились пить водку, чтобы известным образом покончить с событиями тяжелого дня.
В спектакле нет банальной резюмирующей «точки». Ярославский театр предлагает нам свои размышления о путях, о роли интеллигенции в революции, в строительстве нового общества. И невольно думаешь о том, какой героический путь самоотверженной борьбы за счастье народа прошла она, как далеко шагнул разум человеческий, какая духовная, нравственная метаморфоза произошла в жизни Лушек, Романов, Егоров, и сколько ответственности лежит на тех, кто учит прекрасному, учит идти вперед, к Солнцу, к будущему!
(журнал «Театр»)
Актёры
Григорий Белов
Павел Фёдорович Протасов, учёный-химик
Валерий Нельский
Павел Фёдорович Протасов, учёный-химик
Татьяна Канунникова
Елена Николаевна, его жена
Валентина Нельская
Елена Николаевна, его жена
Элла Сумская
Лиза, его сестра
Владимир Андрушкевич
Борис Николаевич Чепурной, ветеринар
Екатерина Загородникова
Мелания, его сестра
Наталия Терентьева
Мелания, его сестра
Владимир Солопов
Дмитрий Сергеевич Вагин, художник
Феликс Мокеев
Дмитрий Сергеевич Вагин, художник
Сергей Ромоданов
Егор, слесарь
Леонтий Полохов
Егор, слесарь
Валентина Петровская
Авдотья, его жена
Юрий Караев
Назар Авдеевич
Владимир Аршинов
Миша, его сын
Леонид Кулагин
Миша, его сын
Сергей Константинович Тихонов
Яков Трошин
Павел Поляков
Яков Трошин
Мария Беляева
Антоновна, нянька
Мария Рыпневская
Антоновна, нянька
Людмила Охотникова
Фима, горничная
Людмила Нельская
Фима, горничная
Татьяна Позднякова
Луша, горничная
Лев Дубов
Роман, дворник
Олег Финский
Доктор
Виктор Сидоров
Доктор