
Сергей Константинович Тихонов
народный артист СССР
В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Закончив школу санинструкторов, служил помощником командира взвода санотдела 5-й армии Западного фронта, затем санинструктором 1-й стрелковой бригады Западного фронта. Вынес с поля боя 104 человека, за что в 1942 году был награждён орденом Красной Звезды. С 1942 года был артистом политотдела 42-й гвардейской стрелковой дивизии, с марта по август 1945 года — артистом фронтовой бригады 2-го Украинского фронта. На фронте принял участие в двух с половиной тысячах концертов. Закончил войну артистом ансамбля Киевского военного округа. К ордену Красной Звезды добавились орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
В 1946—1950 годах окончил Московское городское театральное училище (курс В. В. Готовцева), в 1965 году — ГИТИС. Вместе с женой, актрисой (впоследствии народной артисткой РСФСР) Наталией Ивановной Терентьевой работал в Иркутском ТЮЗе (1950—1953) и Псковском драматическом театре им.
С первой роли пана Збышко в «Морали пани Дульской» Сергей Тихонов завоевал зрительские симпатии. Затем пошли герои А. Островского: скользкий, как угорь, чиновник Юсов в «Доходном месте», туповатый и одновременно хитроватый Градобоев в «Горячем сердце». В спектакле «Человек и глобус» В. Лаврентьева Сергей Тихонов создал удивительный образ мужественного человека — учёного-атомщика Цветкова, в блокадном Ленинграде «колдующего» над заданием государственной важности. Сам участник Отечественной войны, Сергей Константинович вложил в эту роль все пережитое его поколением в предвоенное и военное время. Актерской манере молодого Тихонова были присуще острота мысли, любовь к эксцентрике, импровизации. Коварен, нагл и осторожен вражеский разведчик Мика Ставинский («Барабанщица»), мягок, человечен и добр Светличный («Океан»), бешен и кипуч Петр III («Федор Волков»), устал и сдержан Вернер («Печорин»).
Актёрский взлёт Сергея Константиновича пришёлся на 70−80-е годы, когда ему довелось играть центральные роли в пьесах Розова, Шукшина, Дударева, Горина, а в русской классике воплощать героев Островского, Чехова, Горького. Тихонов любил острые характеры, лепил их резко, не приглаживая.
С годами пришло глубокое проникновение в психологию персонажа, умение найти тончайшие изменения в его внутренней жизни, «музыку» образа. В этом смысле Тихонова назвали актёром вахтанговской школы. Из лучших ролей Тихонова можно назвать роль Владимира Ильича Ленина в пьесе Чепурина «Снега» и барона Мюнхаузена в «Самом правдивом» Григория Горина. Ленин в исполнении Сергея Тихонова — это страстный мечтатель, устремлённый в будущее, барон Мюнхаузен — поэтичный, влюбленный, остро чувствующий, легко ранимый человек. Он мудр, праздничен и бесстрашен. «Маленькие трагедии»
Тридцать пять лет отдано Сергеем Константиновичем Тихоновым Волковской сцене. Обладая самобытным, многогранным талантом, он создал сотни ярких ролей. Жажда творчества у Тихонова проявилась и в его увлечениях, и в педагогической деятельности. Одним из первых пришёл он в созданное в 1962 году Ярославское театральное училище и отдал театральной педагогике 30 лет жизни. Заведующий кафедрой актёрского мастерства, профессор Сергей Константинович Тихонов воспитал множество учеников, работающих ныне в разных театрах России.
Ушёл из жизни 9 ноября 1992 года, похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле.
ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ
Роли в театре имени Фёдора Волкова:
Треплев — «Чайка» А.П. Чехова (ввод)
Князь Туренин — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого (ввод)
Игнатюк — «Одна» С. Алёшина (ввод)
Збышко — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Другой — «Деревья умирают стоя» А. Касоны
Михалевич — «Дворянское гнездо» по роману И.С. Тургенева
Жемчугов — «Гостиница "Астория"» А. Штейна
Шмидт — «Последняя остановка» Э.-М. Ремарка
2-й матрос — «Разлом» Б. Лавренёва
Шпак — «Почему улыбались звёзды» А. Корнейчука
Михаил — «Зыковы» М. Горького
Коля — «Встреча с юностью» А. Арбузова
Органовский — «Город на заре» А. Арбузова
Котов — «Это было...» Д. Горбунова
Уханов — «Битва в пути» по роману Г. Николаевой
Пётр — «Такая любовь» П. Когоута
Ставинский — «Барабанщица» А. Салынского
Кинжалов — «Весенние скрипки» А. Штейна
Брисайль — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Львов — «Иванов» А.П. Чехова
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Анастасис — «Остров Афродиты» А. Парниса
Кукса — «Над Днепром» А. Корнейчука
Штробель — «Кредит у нибелунгов» Фрица Куна (ввод)
Светличный — «Океан» А. Штейна
Ряполовский — «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского
Человек, которого он не видел полгода — «Четвёртый» К. Симонова
Фокин — «Знакомьтесь, Балуев!» В. Кожевникова
Нистор — «Каса маре» И. Друцэ
Иконников — «Пора любви» В. Катаева
Яков Трошин — «Дети солнца» М. Горького
Бочаров — «Хочу верить» И. Голосовского
Миусов — «День отдыха» В. Катаева
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (1963, вторая редакция)
Гарри Максвелл — «Мятеж неизвестных» Г. Боровика
Луцио — «Мера за меру» В. Шекспира
Николай — «В день свадьбы» В. Розова
Городулин — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Вернер – «Печорин» по роману
Семенов — «104 страницы про любовь» Э. Радзинского
Родин — «Панфиловцы» И. Назарова
Тейлор — «Великий Бобби» К. Грущиньского
Октавьо — «Дурочка» Лопе де Веги
Горчичников — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
Доктор Гренок — «Скандальное происшествие...» Дж.-Б. Пристли
Голицын — «Царь Юрий» В. Соловьёва
Ленин / Савин, меньшевик — «Мятеж на Волге» И. Назарова
Доктор Альтус — «Больше не уходи» В. Тура
Шипов — «Бранденбургские ворота» М. Светлова
Марцио, летописец — «Немой рыцарь» Ёне Хелтаи
Капитан Немо — «Тайна покинутого корабля» В. Крепса и К. Минца
Цветков — «Человек и глобус» В. Лаврентьева
Яков Бардин — «Враги» М. Горького
Правдин – «Недоросль» Д. Фонвизина
Гончаров — «Мои знакомые» В. Шаврина
Нуланс — «Посольский дневник» по роману С. Дангулова "Дипломаты"
Ян Шель – «95 – 16» Я. Рудского
Рощин – «Единственный свидетель» Ариадны и Петра Тур
Ленин – «Снега» Ю. Чепурина
Николай Гаврилович Чернышевский — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера
Фельдмаршал Кейтель — «Дети России» Л. Шейнина
Манагаров — «Человек со стороны» И. Дворецкого
Гусятников — «В этом милом старом доме» А. Арбузова (ввод)
Мак Доннел — «Дорогой мальчик» С. Михалкова
Оргон — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера
Лампетти — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо
Козулин – «Характеры» по рассказам В. Шукшина
Сальери — «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина
Волошин — «Погода на завтра» М. Шатрова
Репетилов — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Селезнев — «Четыре капли» В. Розова
Комиссар — «Год в тысячу дней» С. Гансовского
Георгий Милованов — «О странностях любви» В. Пановой
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (возобновление, 1975)
Маслов — «День приёма» П. Попогребского
Семеренков – «Тревожный месяц вересень» по роману В. Смирнова
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского
Кутов — «Любовь Яровая» К. Тренева
Нюхин – «Театральные миниатюры» («О вреде табака») А.П. Чехова
Барон Мюнхгаузен – «Самый правдивый» Г. Горина
Валдайцев — «Вина» А. Кургатникова
Ленин — «Юность отцов» Б. Горбатова
Князь Голицын — «Царская охота» Л. Зорина
Ленин – «Революционный этюд» М. Шатрова
Герцог Фредерик — «Как вам это понравится» В. Шекспира
Зонов — «Парадоксальный вариант» Ю. Черняка
Доктор Макаров — «Варвары» М. Горького
Аксакал — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Горас – «Сваха» Т. Уайлдера
Шапюзо – «Наследники Рабурдена» Э. Золя
Пан Дульский — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Зевс — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Иван Сергеевич – «Исполнение желаний» Ю. Черняка
Яковлев — «Фальшивая монета» М. Горького
Ленин – «Третья, Патетическая» Н. Погодина
Митрич – «Змеелов» по роману Л. Карелина
Сергей Сергеевич — «Зинуля» А. Гельмана
Герберт Фосс – «Спасение» А. Салынского
Василий Сирый – «Серебряная свадьба» А. Мишарина
Симеонов-Пищик – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Огородников – «У моря» В. Розова
Кардин — «Группа захвата» Э. Вериго и А. Осокина
Крис Кристоферсон — «Анна Кристи» Юджина О'Нила
Заморёнов – «Маленькие комедии перестройки» А. Козловского
Градобоев — «Горячее сердце» А.Н. Островского
Папа — «Размазня» Ф.-С. Фицджеральда
Шифонэ — «Хитрая выдумка» Э. Лабиша
Решето, шут — «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого
РЕЖИССЁРСКИЕ ПОСТАНОВКИ
РОЛИ В КИНО
1973 — «Гончарный круг» (Макар);
1973 — «Назначение» (эпизод);
1977 — «Личное счастье» (Олег Васильевич, секретарь обкома);
1981 — «Женщина в белом» (адвокат Гилмор).
ПРЕССА
Ваняшова М.Г. Романтик на все времена // Северный край, 2006, 20 июня.
Русский драматический театр. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.