Премьера - 31 мая 1972 г.
Основная сцена
2 часа 30 минут с антрактом
Публикации
Северный рабочий, 1972, 28 июня
Какой театр в наши дни не мечтает о хорошей пьесе, в особенности о комедии! Но хорошие пьесы появляются, к сожалению, не так часто. По этой причине театру иногда приходится довольствоваться, скажем мягко, драматургической продукцией отнюдь не первого сорта, и он поэтому волей-неволей присваивает себе, в какой-то мере, функции драматурга.
Постановка комедии В. Покровского «Как я отдыхал» на сцене театра имени Ф. Г. Волкова, — один из таких случаев. Дипломант Харьковского института искусств С. И. Гордеев и художественный руководитель постановки, народный артист СССР Ф. Е. Шишигин внимательно прочитали драматургически и сюжетно рыхловатую пьесу, укрепили основной стержень действия, убрали ненужные детали, усилили звучание некоторых сцен — и вынесли свой вариант пьесы на суд зрителей.
Комедия — один из самых сложных сценических жанров. Комедийная обостренность жизненных ситуаций, элементы гротеска, а порой водевиля и буффонады требуют от постановщика, художника и исполнителей максимального чувства меры, заставляют находить специфические средства воплощения пьесы и образов. Режиссёpу-постановщику С. И. Гордееву предстояло решить всё эти задачи, разумеется, без скидок на свою творческую молодость и дебютантство.
На переднем плане пьесы В. Покровского был банальный треугольник: Виктор (В. В. Сергеев), Лина (Л. И. Голубева) и Олег (В. К. Соколов). Этим треугольником, собственно, и определялась основная сюжетная линия пьесы, причем конфликт Виктора и Олега представал преувеличенно значительным, искусственным, неубедительным.
Из пьесы, как из песни слова, конфликт не выкинешь, но изменить смысловые нагрузки, прояснить и углубить идею — все это во власти постановочного коллектива, если он точно знает, чего хочет сказать зрителю. Это и было сделано. Конфликт остался конфликтом, но он теперь не мешает понять главное в спектакле — воспитание высоких чувств, становление нравственности. Мысль о том, что красота человека — это красота его дел и чувств, что ценность человека определяется прежде всего мерой служения его обществу — все это зазвучало в спектакле отчетливо. В общении Виктора с дедом Филей (Ф. И. Раздьяконов), Кешкой (Ю. Е. Рычков), Майкой (Н. Н. Сергеева), Люсей (Л. В. Зотова) — людьми, беззаветно преданными своему делу, умеющими обогащать и украшать жизнь, происходит становление героя как личности, гражданина, а развитие конфликта спектакля определяется отнюдь не личными взаимоотношениями Виктора, Лины й Олега, а их идейно-нравственными убеждениями, взглядами на жизнь и свое место в ней.
Думается, именно эта работа над выявлением и воплощением основной идеи — явилась творчески результативной основой создания актерского ансамбля спектакля. Она привела исполнителей к единому пониманию задач, помогла установить четко линии действия и психологические связи героев, определила верный ритм их сценической жизни и формы сценического воплощения образов и спектакля в целом.
Наверное, поэтому внешне так легко и просто создает В. В. Сергеев образ Виктора — свою первую роль на профессиональной сцене. По мере развития событий он открывает новые черты характера своего героя — постепенно, со временем превращается из иронического бодрячка в самостоятельного, духовно крепкого, цельного человека.
Интересен и его «антагонист» Олег в трактовке В. К. Соколова. Это не просто удачливый ловкач, а и носитель мещанских взглядов, личность социально небезопасная, и поэтому конфликт его с Виктором носит общественный смысл. На стороне Олега — только Лина, а против них — все действующие лица, и старые их знакомые, и «совсем чужие» парни и девушки колхозной Петуховки во главе с шофером Кешкой.
В исполнении Ю. Е. Рычкова Кешка, этот силач, увалень с добрейшей и бесхитростной душой, подкупает нас обаянием непосредственности и решительностью действия в серьезные минуты жизни.
Темпераментно и вместе с тем очень мягко играет свою первую роль колхозницы Майки Н. Н. Сергеева. Мы видим её героиню то безудержно задорной, то нежно-застенчивой, и то же время очень цельной и собранной — и все это молодая актриса делает правдиво и выразительно.
Существует мнение, согласно которому начинающим актерам трудно играть рядом с мастерами сцены, от этого они якобы обязательно «проигрывают». Конечно, трудно. Но разве было бы легче, если бы не было рядом с Валерием и Наташей Сергеевыми таких мастеров сцены как заслуженные артисты РСФСР Н. И. Терентьева и Ю. А. Караев? Общение с ними помогает точнее понять задачи, войти в ансамбль спектакля, заставляет «тянуться» за ними, полнее творчески себя мобилизовать.
Думается, удачам дебютантов — режиссеру и актерам во многом содействовало именно это общение с мастерами сцены в спектакле «Как я отдыхал».
Д. АНТОНОВ
Актёры
Валерий Сергеев
Виктор
Наталия Терентьева
Нина Владимировна, мать Виктора
Юрий Караев
Аркадий Иванович, отец Виктора
Лариса Голубева
Лина
Валерий Соколов
Олег
Александр Кузьмин
Рубанов
Наталья Сергеева
Майка / Люся
Татьяна Кулиш
Майка
Людмила Зотова
Люся
Юрий Рычков
Кеша
Людмила Охотникова
Смелая
Нина Какурина
Робкая
Владимир Карпович
Петька
Феликс Раздьяконов
Филя
Вячеслав Фогельман
Кеша (ввод)
Александр Рындин
Петька (ввод)
Л.С. Трошкина
Лина (ввод)