Премьера - 21 сентября 1937 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
1918 год. На военный корабль «Громобой», на котором властвуют матросы-анархисты, от ЦК партии большевиков назначена женщина-комиссар. Верховодит на корабле анархист Вожак. Комиссару поручено переформировать экипаж в Первый матросский полк. Перед ней стоит трудная задача: завоевать авторитет моряков и искоренить анархию.
Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара, но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». Подручный Вожака, сифилитик Сиплый, предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «эта женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».
В итоге экипаж, переформированный в полк, покидает корабль и уходит на фронт.
Публикации
«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 20 сентября 1937 года
Борт военного корабля. Грозный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Хищные стаи интервентов, свора белобандитов огненным кольцом окружают рожденную в боях молодую советскую республику.
На борту корабля — смятение. Матросским полком завладела группа анархистов. Анархисты делали свое подлое дело — растлевали матросский полк.
Но партии были нужны военные корабли и, прежде всего, нужны были люди.
Всхлипывания гармоники прорезает сигнальный звук. Матросский полк в сборе.
— К нам назначен комиссар!..
И тут же созревает план организованного сопротивления новому комиссару-женщине. План гнусный, отвратительный...
Но партия знает, кого посылает на передовые позиции огня, кто обладает сложным искусством — руководить людьми.
Партия сильна тем, что она с массами, во главе масс. Комиссар ведет большевистскую линию завоевания людей. Дается это не сразу. Но вот с комиссаром Алексей — сильный, энергичный матрос, еще не так давно давший клятву уйти вместе с Вожаком. Алексей — это большая победа комиссара. За Алексеем идут другие: юнга, боцман, командир, матросы.
Матросский полк выступает на боевые позиции. С честью выдержан первый бой. В матросском полку готовится заговор. Во главе — Вожак и Сиплый. Заговор против комиссара.
Но комиссар бдителен и находчив. Перед лицом матросского полка он смело принимает вызов — кто кого?
«Вожак» расстрелян. Отряд интервентов готовит новый удар на матросский полк. Идет военное совещание. Это риск, — но комиссар доверяет командиру, бывшему офицеру царской армии, командование одним из отрядов. Другой берет себе. С ним коммунисты и сочувствующие.
Ночь. Где-то вдали вспыхивают зарницы. На посту коммунист Кайнонен, мечтающий командовать «хотя маленьким батальоном». Предательский удар в спину и Кайнонен мертв.
Подлый изменник Сиплый приводит вооруженный отряд интервентов. Комиссар с группой матросов в плену.
Отряд командира должен притти на подмогу. У многих сомненье: не он ли— командир, «бывший белый», предал матросский полк? Но комиссар уверен: командир придет.
Комиссар идет на допрос. Остается несколько минут до прихода отряда. И он пришел. Вырвавшись из плена, матросы бегут на выручку своего комиссара. Но уже поздно... Бережно, как ребенка, Алексей несет комиссара на руках и тихо опускает его на землю.
Трудно в кратких словах передать содержание этого волнующего спектакля. Каждый эпизод его — это героическая страничка прошлого Красного военного флота, Красной Армии, нашей страны. Герои его — это одни из сотен тысяч наших людей, отдавших свое сердце за счастливое будущее своего народа, положивших свою жизнь за социалистическую родину.
Перед коллективом театра стояла большая, ответственная задача: в ярких живых образах воплотить основную идею спектакля, показать, что и тогда, и теперь в нашей стране на смену одному павшему герою приходят сотни, тысячи героев, что если гибнет герой, то идеи, за которые он боролся и погиб, — будут воплощены в жизнь коллективом, что из ростков, любовно им взращенных, — вырастет гигантский социалистический сад. Такова идея «Оптимистической трагедии», где, несмотря на трагическую гибель комиссара, оптимистически утверждается жизнь матросского полка.
Театр справился с этой задачей. Свидетельство этому — горячие приветствия, которыми принял зрительный зал первый спектакль.
Герои спектакля — комиссар (артистка Ф.3. Балицкая); Алексей — (артист В.И. Бурдин); Кайнонен — (артист Д.А. Летковский) — дали правдивые, насыщенные революционной страстностью, большевистской непримиримостью, героической темпераментностью образы. И особенно это чувствовалось в массовых сценах.
Убедительно даны образы Вожака (артист В.Е. Соколов), Сиплого (артист С.И. Кастровский).
Есть в спектакле и шероховатости. К ним, прежде всего, надо отнести сцену в плену у интервентов. Здесь чувствуется недоработанность отдельных положений. Неудачна также сцена выхода безоружного отряда матросов навстречу интервентам. Получилось бледно п психологически не оправданно.
Но эти отдельные шероховатости не снижают общего уровня спектакля — спектакля, безусловно, удачного.
Взволнованные, в приподнятом настроении покидают зрители театр.
М. Морозова.
Актёры
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Василий Полонский
1-й ведущий
![](/upload/resize_cache/iblock/993/224_224_1/99330b134274b1cf09a81c96b05f4e67.jpg)
Пётр Прошин
2-й ведущий
![](/upload/resize_cache/iblock/ccb/224_224_1/ccb60820e85bd8d00289efe64221ca5a.jpg)
В.И. Бурдин
Алексей
![](/upload/resize_cache/iblock/516/224_224_1/5163ba649ea4832c113522928fbde96e.jpg)
Александр Неверов
Алексей
![](/upload/resize_cache/iblock/b58/224_224_1/b58eff9af4fd127bd7a9a3fc2dcefe4f.jpg)
Дмитрий Летковский
Кайнонен
![](/upload/resize_cache/iblock/55f/224_224_1/ib3pip0c149gtuj8kx7xsr3z76vi88l0.jpg)
Валериан Соколов
Вожак
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Н.И. Смирнова
Юнга
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Н.В. Хохловкина
Юнга
![](/upload/resize_cache/iblock/3bd/224_224_1/3bdd8532a0c98a065262ea1244a3587d.jpg)
Сергей Кастровский
Сиплый
![](/upload/resize_cache/iblock/89e/224_224_1/89eac384634e8c066ef53a8e19ef7d79.jpg)
Василий Мосягин
Сиплый
![](/upload/resize_cache/iblock/889/224_224_1/88957a4960eec149b49b092e2c79568b.jpg)
Александр Дёмин
Боцман
![](/upload/resize_cache/iblock/f06/224_224_1/f062e859ee450e954efee868b673c6ba.jpg)
Леонид Травин
Командир
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Фаина Валицкая
Комиссар
![](/upload/resize_cache/iblock/e85/224_224_1/e856b17718733a9bd1f1f760239f7629.jpg)
Александра Чудинова
Комиссар
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Г.М. Модль
Высокий матрос
![](/upload/iblock/2a3/9ha35jdlh1oesu8gyro7zz7dq1gisn65.jpg)
Александр Прокофьев
1-й матрос (веселый)
![](/upload/iblock/f05/f05640a819045c31a3077f4aea85267c.jpg)
Василий Исаев
2-й матрос
![](/upload/resize_cache/iblock/e42/224_224_1/e4292f9861be1018c4bd8d075e5f17d9.jpg)
Дмитрий Аборкин
3-й матрос
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Александр Спирин
1-й пленный офицер
![](/upload/resize_cache/iblock/a0e/224_224_1/a0eee0f56a255b1c003d9dc4cd6a4b12.jpg)
Владимир Митрофанов
2-й пленный офицер
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
М.М. Хохловкин
Вожачок
![](/upload/resize_cache/iblock/f01/224_224_1/f01d37b32ae738986868c3bd2ef56d20.jpg)
Сергей Иванович Тихонов
Немецкий офицер
![](/upload/resize_cache/iblock/87e/224_224_1/87ee5ded3b2c463badc75521cbd63802.jpg)
А.И. Шувалов
Старый матрос
![](/upload/resize_cache/iblock/4dc/224_224_1/or3h3vtujwbze1eqnaxwag78krb8cq18.jpg)
Константин Брин
Священнослужитель
![](/upload/resize_cache/iblock/7e5/224_224_1/7e54c140e4ace15c02001a6f49908014.jpg)
Любовь Кузнецова
Старуха
![](/upload/resize_cache/iblock/492/224_224_1/492bd6b1906842d456b0d118e39befd2.jpg)
Мария Марина
Старуха
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Артисты театра
матросы, солдаты, женщины