Премьера - 21 сентября 1937 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
1918 год. На военный корабль «Громобой», на котором властвуют матросы-анархисты, от ЦК партии большевиков назначена женщина-комиссар. Верховодит на корабле анархист Вожак. Комиссару поручено переформировать экипаж в Первый матросский полк. Перед ней стоит трудная задача: завоевать авторитет моряков и искоренить анархию.
Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара, но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». Подручный Вожака, сифилитик Сиплый, предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «эта женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».
В итоге экипаж, переформированный в полк, покидает корабль и уходит на фронт.
Публикации
«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 20 сентября 1937 года
Борт военного корабля. Грозный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Хищные стаи интервентов, свора белобандитов огненным кольцом окружают рожденную в боях молодую советскую республику.
На борту корабля — смятение. Матросским полком завладела группа анархистов. Анархисты делали свое подлое дело — растлевали матросский полк.
Но партии были нужны военные корабли и, прежде всего, нужны были люди.
Всхлипывания гармоники прорезает сигнальный звук. Матросский полк в сборе.
— К нам назначен комиссар!..
И тут же созревает план организованного сопротивления новому комиссару-женщине. План гнусный, отвратительный...
Но партия знает, кого посылает на передовые позиции огня, кто обладает сложным искусством — руководить людьми.
Партия сильна тем, что она с массами, во главе масс. Комиссар ведет большевистскую линию завоевания людей. Дается это не сразу. Но вот с комиссаром Алексей — сильный, энергичный матрос, еще не так давно давший клятву уйти вместе с Вожаком. Алексей — это большая победа комиссара. За Алексеем идут другие: юнга, боцман, командир, матросы.
Матросский полк выступает на боевые позиции. С честью выдержан первый бой. В матросском полку готовится заговор. Во главе — Вожак и Сиплый. Заговор против комиссара.
Но комиссар бдителен и находчив. Перед лицом матросского полка он смело принимает вызов — кто кого?
«Вожак» расстрелян. Отряд интервентов готовит новый удар на матросский полк. Идет военное совещание. Это риск, — но комиссар доверяет командиру, бывшему офицеру царской армии, командование одним из отрядов. Другой берет себе. С ним коммунисты и сочувствующие.
Ночь. Где-то вдали вспыхивают зарницы. На посту коммунист Кайнонен, мечтающий командовать «хотя маленьким батальоном». Предательский удар в спину и Кайнонен мертв.
Подлый изменник Сиплый приводит вооруженный отряд интервентов. Комиссар с группой матросов в плену.
Отряд командира должен притти на подмогу. У многих сомненье: не он ли— командир, «бывший белый», предал матросский полк? Но комиссар уверен: командир придет.
Комиссар идет на допрос. Остается несколько минут до прихода отряда. И он пришел. Вырвавшись из плена, матросы бегут на выручку своего комиссара. Но уже поздно... Бережно, как ребенка, Алексей несет комиссара на руках и тихо опускает его на землю.
Трудно в кратких словах передать содержание этого волнующего спектакля. Каждый эпизод его — это героическая страничка прошлого Красного военного флота, Красной Армии, нашей страны. Герои его — это одни из сотен тысяч наших людей, отдавших свое сердце за счастливое будущее своего народа, положивших свою жизнь за социалистическую родину.
Перед коллективом театра стояла большая, ответственная задача: в ярких живых образах воплотить основную идею спектакля, показать, что и тогда, и теперь в нашей стране на смену одному павшему герою приходят сотни, тысячи героев, что если гибнет герой, то идеи, за которые он боролся и погиб, — будут воплощены в жизнь коллективом, что из ростков, любовно им взращенных, — вырастет гигантский социалистический сад. Такова идея «Оптимистической трагедии», где, несмотря на трагическую гибель комиссара, оптимистически утверждается жизнь матросского полка.
Театр справился с этой задачей. Свидетельство этому — горячие приветствия, которыми принял зрительный зал первый спектакль.
Герои спектакля — комиссар (артистка Ф.3. Балицкая); Алексей — (артист В.И. Бурдин); Кайнонен — (артист Д.А. Летковский) — дали правдивые, насыщенные революционной страстностью, большевистской непримиримостью, героической темпераментностью образы. И особенно это чувствовалось в массовых сценах.
Убедительно даны образы Вожака (артист В.Е. Соколов), Сиплого (артист С.И. Кастровский).
Есть в спектакле и шероховатости. К ним, прежде всего, надо отнести сцену в плену у интервентов. Здесь чувствуется недоработанность отдельных положений. Неудачна также сцена выхода безоружного отряда матросов навстречу интервентам. Получилось бледно п психологически не оправданно.
Но эти отдельные шероховатости не снижают общего уровня спектакля — спектакля, безусловно, удачного.
Взволнованные, в приподнятом настроении покидают зрители театр.
М. Морозова.
Актёры
Василий Полонский
1-й ведущий
Пётр Прошин
2-й ведущий
В.И. Бурдин
Алексей
Александр Неверов
Алексей
Дмитрий Летковский
Кайнонен
Валериан Соколов
Вожак
Н.И. Смирнова
Юнга
Н.В. Хохловкина
Юнга
Сергей Кастровский
Сиплый
Василий Мосягин
Сиплый
Александр Дёмин
Боцман
Леонид Травин
Командир
Фаина Валицкая
Комиссар
Александра Чудинова
Комиссар
Г.М. Модль
Высокий матрос
Александр Прокофьев
1-й матрос (веселый)
Василий Исаев
2-й матрос
Дмитрий Аборкин
3-й матрос
Александр Спирин
1-й пленный офицер
Владимир Митрофанов
2-й пленный офицер
М.М. Хохловкин
Вожачок
Сергей Иванович Тихонов
Немецкий офицер
А.И. Шувалов
Старый матрос
Константин Брин
Священнослужитель
Любовь Кузнецова
Старуха
Мария Марина
Старуха
Артисты театра
матросы, солдаты, женщины