Премьера - 10 декабря 1971 года
Основная сцена
3 часа 10 минут с антрактом
Спектакль «Штурманы грядущих бурь был поставлен к 150-летию со дня рождения Н. А. Некрасова. Пьесу написал в прошлом артист Волковского театра, а потом литератор и драматург Николай Михайлович Север. Автор долго работал над пьесой, сделал несколько вариантов, но не успел довести ее до конца: жизнь его оборвалась.
В основу спектакля положен один из самых драматических периодов жизни Некрасова — 1859—1862 годы. В конце 1861-го был сослан в Сибирь один из ближайших сотрудников «Современника», поэт-революционер М. Михайлов. В ноябре не стало Добролюбова. Летом следующего года охранка арестовала Чернышевского, тогда же правительство запретило на восемь месяцев некрасовский журнал.
В самом мрачном состоянии приезжает Некрасов в родные места, любимая охота не тешит его. К недоумению егеря, он даже не замечает пролетающих уток. С этой сцены и начинается спектакль. Последующие картины переносят зрителя по времени назад, в Петербург и Москву, раскрывают перед ним предшествующие тяжкие события.
Но могучий талант не был сломлен. В центре спектакля – встреча поэта на реке Солонице с крестьянами, прототипами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эта сцена как прелюдия перед бурным взлетом. Простые люди земли с их горестями, радостями и мечтами всегда питали «кнутом иссеченную Музу» Некрасова. Завершается спектакль встречей воспрянувшего духом поэта с теми же самыми мужиками на речке Солонице. Им он читает первые главы своей рождающейся эпопеи…
Из статьи Ф. Шишигина «Врачующая земля»
(Огонёк, 1971, №49).
Публикации
Маргарита Ваняшова
о спектакле "Штурманы грядущих бурь"
Небрежно раскинут охотничий бивуак. Сух и по-осеннему звонок березовый лес над Солоницей. Неярко тлеет костерок. Здесь, на ярославской земле пытается найти отдых и покой поэт Николай Некрасов. Он лежит на траве, под березами, подложив руку под голову, думает об удивительных людях, с которыми свела его судьба, о тех, кого назвал он своими учителями... Они принадлежали к особой породе людей, их отличало высокое служение Отечеству. Эти люди встают в памяти Некрасова живыми, одухотворенными. Чернышевский с его мудрой, философской прозорливостью... Резкий, кипящий ум Добролюбова... Светлый талант Михайлова... В каждом из них поэта восхищает обостренное чувство правды. Думает он и о других — измученных трудом, задавленных бесправием, отчаявшихся барских крестьянах. И его мысли, раздумья как бы материализуются в конкретные события, картины жизни...Так открывается нам мир Некрасова и его современников в спектакле Ярославского театра имени Федора Волкова «Штурманы грядущих бурь». Драматическую поэму о Некрасове написал ярославец, в прошлом актер театра, затем — писатель Н. Север.
Сценическую редакцию пьесы и ее постановку осуществил Ф. Шишигин. Это не первый спектакль режиссера, посвященный людям русского искусства. В Воронеже и сегодня помнят поставленного им «Алексея Кольцова», в Ярославле — «Федора Волкова».
Всего несколько лет из жизни Некрасова проходят перед нами. Но какое множество событий — трагических, сложных, мучительных, могучих! Безвременно умирает Добролюбов. Схвачен жандармами Чернышевский. В сибирской каторге поэт Михайлов. Царское правительство приостанавливает выпуск «Современника» на восемь месяцев. Почти год молчания — «замок на устах»... Какое нужно чувство жизни, какая вера в победу своих идей, чтобы не предаться отчаянию!
В первых эпизодах спектакля мы увидим Некрасова — В. Салопова (так фамилия актёра писалась ранее - ред. сайта), застигнутого бедой. Тесно, душно некрасовской музе... Только на ярославской земле становится поэт самим собой.
...Худой, большеглазый мальчонка в грубой посконной рубахе, подпасок лет десяти, доверчиво подходит к костру, подбрасывает дровишки, изумляется невиданному угощению — хлебу с салом, радуется разрешению «пальнуть» из двустволки. У него почерневшее от голода лицо и — чистые, словно лесной росой промытые, синие глаза!.. Есть нечто знаменательное в этой встрече Некрасова с крестьянским сыном Федей Голодухиным (Т. Позднякова). Нехитрый разговор с мальчиком, искренность и безоглядная правдивость, радостная простота и недетская тревога Феди разрушат дотла поселившуюся было в Некрасове хандру. Подпасок до земли поклонится поэту, и тогда, не сдерживая слез, отчаянно обнимет Некрасова старый его приятель, крестьянин Иван Голодухин (Ю. Рычков)...
Стихи Некрасова рождаются в общении с людьми, в разговоре с мужиками. В стихах этих — неистовое сердце поэта, исступленная жажда счастья, свободной жизни, простора. Они резким диссонансом врываются в мир хрупких берез, давая ощутить тревогу поэта, невозможность для него хотя бы минуту быть спокойным, когда рядом нет и не может быть счастья для других, когда рядом столько «ликующих, праздноболтающих, обагряющих руки в крови»!
В Некрасове, каким играет его Салопов, отчетливо ощутимы принципиальность и сердечная доверчивость, умение тонко чувствовать настроение собеседника, простота и достоверность. А за этой внешней сдержанностью, обычностью — «сердце, раненное на всю жизнь». Его учащенный ритм слышится нам и когда мы видим Некрасова с охотничьим ружьем за спиной, в высоких болотных сапогах, и на петербургской улице в крылатке и цилиндре, и в Английском клубе, в строгом фраке и ослепительно белой манишке...
Гневен становится Некрасов, когда видит уродства жизни. Небольшой эпизод — встреча на Солонице с помещиком Обресковым {С. Ромоданов). Кажется, спокойно течет беседа: «Старые знакомые, только давненько не виделись. Я Алексею Сергеевичу Некрасову сыном буду...» И как взорвется яростью Некрасов — Салопов, когда за приглаженной и напомаженной внешностью помещика, за разглагольствованиями об искусстве, о крепостном театре проглянут собственническое нутро, крепостническая суть этого человека.
...Медленно плывут, кружатся в легкой дымке березы (художник Э. Фрорип), повертывая время вспять, возвращая поэта в Петербург 1859 года.
— Что же это такое? — размеренно спрашивает поэта искусный политикан, шеф третьего отделения граф Шувалов, читая некрасовские стихи «Вчерашний день, часу в шестом». Муза дворянина оказывается в ближайшем родстве с темной, грязной деревенской бабой, которую и пороли-то, наверное, не напрасно!
Шувалов — В. Нельский все так же, наизусть, сонно-насмешливо прочтет Фета, проницательно взглянет на Некрасова, усмехнется иронически: «Да-с, с уходом Пушкина оскудел наш российский Парнас! Кто теперь пишет стихи? В большинстве своем те, кто приносит с собой в благоухающую поэзию мужицкую да бурсацкую вонь...», — и брезгливо поморщится...
От Некрасова ждут «благонамеренности и благоразумия». Услужливо-грубоватый полковник Ракеев — ф. Раздьяконов напомнит пушкинские строки: «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв...» Однако Некрасов дерзко прочтет своего Пушкина, который в «жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал». Затем уйдет, сухо поклонившись... Уйдет, не подозревая, что уже началась жестокая охота за Чернышевским, Добролюбовым, Михайловым.
В самом центре борьбы оказывается некрасовский «Современник». Сотрудники журнала — это крепкая, дружная семья, в которой беда, случившаяся с одним, хватает за сердце каждого, общая боль становится глубоко личной. Здесь тоже идут споры — споры о подлинной и мнимой народности, о художественной и критической зоркости в искусстве, о таланте и талантливости, о мужестве, о том, как иногда бывает страшно драться не с врагами, а с друзьями, вчерашними единомышленниками. Точная, умелая режиссура Шишигина узнается не только в экспрессии решения народных сцен, но и в передаче напряженности политических, философских, эстетических споров.
«Так глубоко ненавижу, так бескорыстно люблю!» — режиссер глубоко раскрывает эту главнейшую особенность жизни и творчества Некрасова, объединяющую вокруг него соратников. «Питая ненавистью грудь» ко всему низкому, пагубному, к крепостничеству, либеральничанью, бездействию, они, «штурманы грядущих бурь», «проповедуют любовь» к добру, правде, не таясь, заявляют о своей приверженности к идеям революционной демократии.
Мечта о революции владеет двумя давними друзьями — Добролюбовым (А. Пешков) и Михайловым (Л. Бутенин). Поэт и революционер, политик, исследователь, человек отчаянной смелости и отваги — таков Михаил Михайлов. Он упоен борьбой за будущее. Он практик революции, один из тех, кто ведет революционную агитацию, исповедует идеи Герцена... Горит на столе зеленая лампа, и негромко, словно неутоленная боль души, звучит песня друзей: «Как дело измены, как совесть тирана...», перекликаясь с лейтмотивом всего спектакля: «Буря бы грянула, что ли!»...
Внешне друзья спокойны, но внутри, в их душах — поистине бушует пламя огромной силы, придавая им обоим твердость, стойкость, мужество. Как факел, загорается и вспыхивает в беседах Добролюбов. С кем бы ни говорил он — с Некрасовым, Чернышевским или Панаевой (Т. Канунникова) — его открытость, искренность, юношеская дерзость революционера, любовь к людям очевидны и неизменно привлекательны.
Идейной убежденностью, значительностью натуры отличается созданный С. Тихоновым образ Чернышевского. Отдельные реплики его настолько емки, насыщены вольными мыслями, что определяют собой звучание всего эпизода.
Большая дружба связывает Некрасова и Тургенева, но как много в ней крутых перепадов, как порой мучительны размышления редактора «Современника» о своем друге! Нет, не мелкие, личные ссоры приводят их к разрыву, а прежде всего — различные взгляды на роль и назначение искусства в обществе, на призвание поэта, художника. Об этом говорит вся логика сценического повествования, поведения героев спектакля. Отречение Тургенева от добролюбовской статьи с тревогой и болью воспринимается Некрасовым, Чернышевским. «Талантлив и талантлив неимоверно, — говорит Чернышевский о Тургеневе. — Но... Поэтический дар сам по себе никогда еще не спасал от досадных и порой непоправимых ошибок!» В многозначительном молчании Чернышевского — С. Тихонова после этой реплики угадывается определяющее: художник должен обладать способностью к восприятию и утверждению передовых стремлений века. Нужна идейная убежденность. Одного таланта еще недостаточно.
Думается, что вся эта коллизия могла бы прозвучать в спектакле с еще большим драматизмом, с еще большей впечатляющей силой при более совершенном исполнении роли Тургенева. Ю. Подсолонко, как нам кажется, образ Тургенева видит несколько односторонне, человеком излишне спокойным, чуждым творческих мук, любителем беспечности и покоя... Между тем, хорошо известно, что и личность и судьба Тургенева были исполнены драматизма. Более точное решение образа Тургенева помогло бы сильнее ощутить твердость и мужество Некрасова, решительно порывающего с позицией Тургенева, чтобы примкнуть к лагерю Чернышевского, революционных демократов.
Сумрачная усмешка слабо осветит лицо Некрасова, вызванного в жандармское управление. Некрасов будет вежливо корректен с Шуваловым, Ракеевым, образцово выдержанным, даже покорно послушным. Но это тонкое искусство дипломатического разговора не обманет нас, и мы почувствуем, как страстно хочется мятежному поэту бросить в лицо «голубым мундирам» слова суровой правды. Не сдался, не покорился поэт царским жандармам! Не сложил оружие, несмотря на болезнь, недомогание.
...Вот Некрасов встает с диванчика у камина. Старчески шаркающая походка, стоптанные туфли, домашний халат... Но и теперь в этом невзрачном на вид человеке ощутимы несгибаемая воля, острый критический ум. Да, это по-прежнему человек решительный и сильный, в ком постоянно идет напряженная душевная работа... Вновь в синей дымке возникает строй берез. Встреча с мужиками на берегах Солоницы — «семь временно обязанных Подтянутой губернии, Пустопорожней волости» — рождает в нем замысел великой народной поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Верность правде жизни вдохновляет Некрасова на новый труд.
«Штурманы грядущих бурь» — спектакль глубоко прочувствованный постановщиком. Очевидно, поэтому он и звучит как страстный, поэтичный, захватывающий своей эмоциональностью монолог режис- сера-публициста.
Разумеется, не все в спектакле заслуживает безоговорочно высокой оценки. Его недостатки идут частично от драматургии — на этот счет можно отнести поверхностность, цитатность решения отдельных эпизодов, — частично от актерского исполнения: на наш взгляд, работа А. Пешкова над ролью Добролюбова, Т. Канунниковой над ролью Панаевой могли бы обрести большую глубину и сложность.
Широкая картина русской жизни, поэтический рассказ о народных заступниках, о людях удивительных биографий, могучих, волевых характеров не оставляют зрителей равнодушными. Политическая борьба, которую вели революционеры-демократы, была истинным подвигом. И в спектакле «Штурманы грядущих бурь» не может не захватить атмосфера самоотверженности, бескорыстия, чистоты помыслов героев, высокой гражданственности.
Театральная жизнь, 1972, №7
Актёры
Владимир Солопов
Николай Алексеевич Некрасов
А.А. Лебедев
Николай Гаврилович Чернышевский
Сергей Константинович Тихонов
Николай Гаврилович Чернышевский
Анатолий Пешков
Николай Александрович Добролюбов
Лев Бутенин
Михаил Илларионович Михайлов
Юрий Подсолонко
Иван Сергеевич Тургенев
Юрий Караев
Иван Иванович Панаев
Татьяна Канунникова
Авдотья Яковлевна Панаева
Валентина Нельская
Авдотья Яковлевна Панаева
Татьяна Иванова
Авдотья Яковлевна Панаева
Иосиф Кутянский
Василий Матвеевич Матвеев
Татьяна Позднякова
Федя
Юрий Рычков
Первый мужик
Александр Кузьмин
Второй мужик
Владимир Карпович
Третий мужик
Олег Финский
Четвёртый мужик
Вячеслав Фогельман
Пятый мужик
Александр Рындин
Шестой мужик
Лев Дубов
Седьмой мужик
Сергей Ромоданов
Василий Евграфович Обресков
Алексей Шумилов
Всеволод Дмитриевич Костомаров
Сергей Гальцев
Николай Дмитриевич Костомаров
Лидия Макарова
Надежда Николаевна Костомарова
Зоя Притула
Надежда Николаевна Костомарова
Валерий Нельский
Граф Пётр Андреевич Шувалов, шеф жандармов
Феликс Раздьяконов
Фёдор Спиридонович Ракеев, жандармский полковник
Владимир Аршинов
Фёдор Степанович Горянский, жандармский следователь
Валерий Соколов
Александр Васильевич Золотницкий, полицмейстер
Виктор Курышев
Квартальный
Авторы и создатели
Фирс Шишигин
режиссёр-постановщик и автор сценической редакции пьесы
Николай Север
автор пьесы
Эдуард Фрорип
художник
Аркадий Нестеров
композитор
Сергей Гордеев
режиссёр
Владимир Солопов
режиссёр-ассистент
А.А. Лебедев
режиссёр-ассистент
Анатолий Тарасов
главный консультант
Г.П. Муратов
хормейстер
И.В. Савинова
режиссёр-лаборант
Г.С. Страшинский
режиссёр-лаборант
Н.И. Муравьёва
помощник режиссёра
В.В. Ярулин
помощник режиссёра