Премьера - 21 мая 1958 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Публикации
Остро, весело, интересно
...На сцену выходит Валерий Сергеевич Нельский. Он без грима, в своем обычном костюме — такой, каким мы привыкли видеть заслуженного артиста на улице, в саду, в трамвае. Иначе говоря — не на сцене, а в его обыденной жизни. Отличается он только одним: Нельский — с портфелем. И не мудрено: ведь он сегодня — исполняющий обязанности директора театра.
В иных амплуа, говоря по-театральному, предстают перед нами и другие, так хорошо всем знакомые артисты театра. Например, Александра Дмитриевна Чудинова уже не Народная артистка, а просто суфлер, «маленький человек» в театре. Артист Прошин стал главным режиссером, артист Север — режиссером очередным, Троицкий заведует литературной частью театра, Василевская встала за стойку театрального буфета, заслуженный артист республики Куклин превратился в бутафора, а Маслов — в администратора.
В своем новом спектакле творческий коллектив показывает зрителям то, чего они обычно не видят, бывая в театре — кусочек театральной жизни. Зритель видит тех, кто обычно действует за сценой — людей театра, их будни и праздники, надежды и мечты. В театре провален план, рецензенты бичуют его за «отсутствие профиля», зрители отказываются идти на старые спектакли даже бесплатно, по контрамаркам, а нового ничего нет, пьесы нет.
Где выход? Вся надежда на «маститого» драматурга Пузырева. Он, правда, еще не написал пьесы, у него только фрагменты, наброски ее. Есть пьеса другого автора, Самоцветова, актеры утверждают, что она по-настоящему волнует, но Самоцветов — молодой автор, он никому неизвестен. Другое дело Пузырев — он знаменит.
Собственно, выбор пьесы, подготовка спектакля по ней, а затем оценка спектакля и составляют содержание новой постановки театра имени Ф. Г. Волкова, осуществленной по пьесе Д. Угрюмова «Кресло № 16». Тема, скажут многие, слишком специфическая, узкая, интересная лишь для небольшого круга людей, близко связанных с театром. Все это так. Но при всем том, почему так бурно приветствуют новый спектакль зрители?
Сила искусства — в глубоком раскрытии типического, в широких обобщениях жизненных явлений. А для этого вовсе не обязательны события большого масштаба. Простой жизненный факт с выбором пьесы в театре дал возможность драматургу, режиссеру и актерам показать целую галерею людей, раскрыть сущность их характеров, выпукло подать то главное, что определяет их отношение к нашей действительности.
А главное это — в партийной принципиальности, в высоком чувстве личной ответственности за порученное дело, в умении жить и работать творчески, не на страх, а на совесть, без оглядки на кого-то. Но именно этих качеств и не хватает исполняющему обязанности директора театра Ходунову.
Он отнюдь не плохой человек, но он привык жить и работать по указке «сверху». Он так и говорит: «Зачем это понадобилось обрушивать на театр высшую степень наказания — самостоятельность?.. Я прошу господа Бога и руководящие организации одно из двух — или снимите меня, или заберите самостоятельность!.. Вдвоем мы не сработаемся...».
Для руководителя, приучившего себя жить подобными мерками, будь то в театре или на любом другом участке, самостоятельность — поистине высшая степень наказания, и артист Нельский убедительно доказывает это.
Он не шаржирует Ходунова. В мягких тонах он подчеркивает то лучшее, что есть в его герое, но делает это так, что еще ярче вырисовывается главная черта характера Ходунова — его беспринципность. Ходунов не глуп, сообразителен, даже остроумен. Нельский мастерски использует эти качества героя, чтобы вывернуть наизнанку его нутро. Ходунов — Нельский высмеивает незадачливого администратора Зигфрида, а сквозь остроты и едкие замечания сквозит страх перед будущим, страх за себя, страх перед необходимостью что-то решать самостоятельно. Он гонит из своего кабинета молодежь, но бравого начальственного выкрика: «Идите!» уже не получается. За внешней занятостью и озабоченностью — все тот же страх.
Ходунов понимает силу коллектива, силу общественных организаций, и Нельский меткими репликами раскрывает суть понимания этой силы для Ходунова, как руководителя: он боится ее. Делает это артист очень естественно, даже непринужденно, отчего образ только выигрывает — человек, утративший самостоятельность, теряет почву под ногами, боязнь становится качеством, органически присущим ему. Ходунов уважает мнение только тех, кто стоит по служебной лестнице выше него, и потому для него такой маленький человек, как суфлер Бережкова, — нуль без палочки. Но Бережкова — человек самостоятельный, и Ходунов боится ее. Нельский сильно проводит сцену об’яснения Ходунова с Бережковой в конце первого действия. Он, как директор, пытается накричать на нее и — не смеет, вместо крика получается истерическая жалоба.
Но как же такому руководителю обращаться с коллективом, с подчиненными ему людьми? Нельский мастерски раскрывает эволюцию Ходунова как руководителя. Если он, как, может быть, встарь, когда-то, позволяет себе иронию и начальственный тон в отношении к безответному администратору Зигфриду, в котором еще меньше самостоятельности (что великолепно передает артист Маслов), то со всеми другими работниками он иной. Ходунову приходится прятать свой страх, выкручиваться, изворачиваться, и Нельский блестяще передает все это. Уже нет солидного директорского шага, а появляется семенящая походка, все чаще сменяющаяся на бег «петушком», все чаще фальшивые жалобы на всякие болезни с эффектным жестом руки к пояснице. Все чаще в обращении к недовольным актрисам умилительно-ласкательные «милочка», «миленькая» и поспешный, все извиняющий поцелуй в щечку... А в целом образ получился цельный, сатирически сильный. Ходунов, как общественное явление, оказался обнаженным и во всей своей неприглядной наготе выставлен на всеобщее осмеяние. В этом главная удача спектакля.
Рядом с беспринципностью, а точнее — из-за нее расцветают и возвеличиваются пустоцветы, ведут безмятежную жизнь бездельники и, наоборот, замалчивается труд действительно творческих, но скромных людей, культивируется презрительное пренебрежение к нижестоящим, так называемым маленьким людям, «винтикам». В спектакле целый букет таких образов.
Вот главный режиссер театра Аристарх Хлопушкин. Какой это в исполнении артиста Прошина упоенный собственным величием деятель! Изысканный костюм, полный достоинства жест, проникнутая необыкновенным пафосом речь. А за всем тем — мелкая, тщеславная душонка, духовное убожество, куриный кругозор и куриные же помыслы — протащить свою супругу, бездарную актрису, за счет других — молодых и талантливых, на первую роль.
А «маститый драматург Пузырев»? — артист Пахомов в короткой сцене, в немногих репликах показывает во весь рост и саму эту знаменитость, и ту основу, на которой она держалась. Пузырев снисходительно выслушивает льстивые похвалы в свой адрес — они ему приятны, но они надоели. Ему интереснее пиво, чем разбор его пьесы. Бесцеремонно развалясь в кресле, напустив на себя меланхолически-усталый вид, он равнодушно слушает льстивые речи. Он даже готов снизойти до того, чтобы выслушать мнение такого «маленького» человека, как суфлер. Но раздается действительная критика пьесы и равнодушия как и не бывало. «Это типичная вылазка... Это глубоко порочное выступление мы обсудим особо!» — зло произносит он. И зрители видят: Пузырев ходил в знаменитостях не только с помощью льстецов: он глушил критику в свой адрес.
Запомнится зрителю и бездельник приспособленец Купюрцев в исполнении артиста Троицкого, а также супруга главного режиссера Настырская. Играющие ее роль артистки Комиссарова и Аверичева, как и артистка Кривцова в роли Инги Христофоровны, правильно поняли образы своих героинь — бесталанных, но с необыкновенными претензиями, актрис, которые держатся на сцене только благодаря влиянию своих именитых супругов.
Жизнеутверждающая сила спектакля в том, что его авторы и исполнители, предав осмеянию Ходунова и его окружение, показали, как свежий ветер критики уносит аромат этого дурно пахнущего букета. И молодое, творческое начало, поддержанное здоровыми силами и внутри и вне коллектива, расцветает в театре. Суфлер Бережкова — ее роль строго, скупыми, но выразительными штрихами рисует артистка А. Д. Чудинова — совершает большое дело, не допускает халтурную пьесу на сцену, добивается постановки действительно полноценного произведения. Под влиянием Бережковой и ее товарищей, увлеченный молодежью, раскрывает свой незаурядный талант очередной режиссёр Зонтиков. Тепло, сдержанно подает его образ артист Север — в его герое и робость, и честность, и хорошая скромность труженика.
Пьеса Д. Угрюмова «Кресло № 16» написана в форме комедии-водевиля, и в ней немало легких водевильных положений, увлечение которыми могло увести режиссуру и исполнителей от главной темы, в какой-то степени обесценить спектакль. Этого не случилось. Наоборот, постановщик — режиссер В. А. Давыдов умело использовал элементы водевиля, чтобы усилить сатирическое начало произведения. В постановке проявлено много творческой выдумки и изобретательности. Быстро сменяющиеся сцены придают спектаклю динамичность. Оригинально задумано и исполнено оформление спектакля. Чтобы усилить его сатирическое звучание, сделать его более ярким, впечатляющим, художник А. М. Левитан использовал различные эффекты, в том числе светящиеся краски. Режиссер Давыдов и художник Левитан достигли органического единства действия и оформления. Удачно музыкальное сопровождение (композитор Н. Г. Грунский).
Есть в спектакле и недостатки. Главный из них — длинноты. Некоторые сюжетные линии остались незавершенными, отдельные исполнители не использовали всех возможностей своих ролей. Из-за невыразительности не достигает цели сценка с выходом Федора Волкова, Шекспира, Мольера, Грибоедова, Гоголя. Но не об этом сегодня хочется говорить. Спектакль в целом получился острый, веселый, интересный.
И. СТЕПАНОВ
«Северный рабочий», 1958, 8 июня
Актёры
Юрий Караев
Кресло № 16
Леонтий Полохов
Кресло № 16
Александра Чудинова
Бережкова Капитолина Максимовна, суфлер драматического театра, в прошлом актриса
Елизавета Карташёва
Бережкова Капитолина Максимовна, суфлер драматического театра, в прошлом актриса
Владимир Манихин
Паша Самоцветов, ее племянник, молодой зоотехник
Пётр Прошин
Хлопушкин Аристарх Витальевич, главный режиссер театра
Софья Аверичева
Настырская Ангелина Павловна, его жена, актриса
Вера Комиссарова
Настырская Ангелина Павловна, его жена, актриса
Валерий Нельский
Ходунов Борис Семенович, и. о. директора театра
Пётр Маслов
Зигфрид, начинающий администратор
Елизавета Василевская
Дуся, буфетчица
Валентина Петровская
Дуся, буфетчица
Н.В. Пахомов
Игнат Пузырев, драматург
Елена Кривцова
Инга Христофоровна, его жена
Николай Север
Зонтиков Самсон Саввич, очередной режиссер
Владимир Троицкий
Купюрцев, зав. литчастью театра
Елена Сусанина
Юля Трепетова, молодая актриса
Л. Новикова
Галя Леденцова, молодая актриса
В.А. Свинцицкий
Славка Кольчугин, молодой актёр
Леонид Куклин
Корней Егорыч, бутафор
Сергей Ромоданов
Товарищ Зыкин
Иван Аристархов
Товарищ Зыкин
Владимир Соколов
Помощник режиссера / Гоголь
Николай Кузьмин
Фёдор Волков
Феликс Мокеев
Шекспир
Феликс Раздьяконов
Мольер
Виктор Грозовский
Мольер
Учащиеся театральной студии
билетёры, актёры, рабочие сцены, осветители, пожарные
Мария Беляева
Бережкова (ввод)
Владимир Аршинов
Самоцветов (ввод)