Премьера - 21 мая 1958 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Публикации
Остро, весело, интересно
...На сцену выходит Валерий Сергеевич Нельский. Он без грима, в своем обычном костюме — такой, каким мы привыкли видеть заслуженного артиста на улице, в саду, в трамвае. Иначе говоря — не на сцене, а в его обыденной жизни. Отличается он только одним: Нельский — с портфелем. И не мудрено: ведь он сегодня — исполняющий обязанности директора театра.
В иных амплуа, говоря по-театральному, предстают перед нами и другие, так хорошо всем знакомые артисты театра. Например, Александра Дмитриевна Чудинова уже не Народная артистка, а просто суфлер, «маленький человек» в театре. Артист Прошин стал главным режиссером, артист Север — режиссером очередным, Троицкий заведует литературной частью театра, Василевская встала за стойку театрального буфета, заслуженный артист республики Куклин превратился в бутафора, а Маслов — в администратора.
В своем новом спектакле творческий коллектив показывает зрителям то, чего они обычно не видят, бывая в театре — кусочек театральной жизни. Зритель видит тех, кто обычно действует за сценой — людей театра, их будни и праздники, надежды и мечты. В театре провален план, рецензенты бичуют его за «отсутствие профиля», зрители отказываются идти на старые спектакли даже бесплатно, по контрамаркам, а нового ничего нет, пьесы нет.
Где выход? Вся надежда на «маститого» драматурга Пузырева. Он, правда, еще не написал пьесы, у него только фрагменты, наброски ее. Есть пьеса другого автора, Самоцветова, актеры утверждают, что она по-настоящему волнует, но Самоцветов — молодой автор, он никому неизвестен. Другое дело Пузырев — он знаменит.
Собственно, выбор пьесы, подготовка спектакля по ней, а затем оценка спектакля и составляют содержание новой постановки театра имени Ф. Г. Волкова, осуществленной по пьесе Д. Угрюмова «Кресло № 16». Тема, скажут многие, слишком специфическая, узкая, интересная лишь для небольшого круга людей, близко связанных с театром. Все это так. Но при всем том, почему так бурно приветствуют новый спектакль зрители?
Сила искусства — в глубоком раскрытии типического, в широких обобщениях жизненных явлений. А для этого вовсе не обязательны события большого масштаба. Простой жизненный факт с выбором пьесы в театре дал возможность драматургу, режиссеру и актерам показать целую галерею людей, раскрыть сущность их характеров, выпукло подать то главное, что определяет их отношение к нашей действительности.
А главное это — в партийной принципиальности, в высоком чувстве личной ответственности за порученное дело, в умении жить и работать творчески, не на страх, а на совесть, без оглядки на кого-то. Но именно этих качеств и не хватает исполняющему обязанности директора театра Ходунову.
Он отнюдь не плохой человек, но он привык жить и работать по указке «сверху». Он так и говорит: «Зачем это понадобилось обрушивать на театр высшую степень наказания — самостоятельность?.. Я прошу господа Бога и руководящие организации одно из двух — или снимите меня, или заберите самостоятельность!.. Вдвоем мы не сработаемся...».
Для руководителя, приучившего себя жить подобными мерками, будь то в театре или на любом другом участке, самостоятельность — поистине высшая степень наказания, и артист Нельский убедительно доказывает это.
Он не шаржирует Ходунова. В мягких тонах он подчеркивает то лучшее, что есть в его герое, но делает это так, что еще ярче вырисовывается главная черта характера Ходунова — его беспринципность. Ходунов не глуп, сообразителен, даже остроумен. Нельский мастерски использует эти качества героя, чтобы вывернуть наизнанку его нутро. Ходунов — Нельский высмеивает незадачливого администратора Зигфрида, а сквозь остроты и едкие замечания сквозит страх перед будущим, страх за себя, страх перед необходимостью что-то решать самостоятельно. Он гонит из своего кабинета молодежь, но бравого начальственного выкрика: «Идите!» уже не получается. За внешней занятостью и озабоченностью — все тот же страх.
Ходунов понимает силу коллектива, силу общественных организаций, и Нельский меткими репликами раскрывает суть понимания этой силы для Ходунова, как руководителя: он боится ее. Делает это артист очень естественно, даже непринужденно, отчего образ только выигрывает — человек, утративший самостоятельность, теряет почву под ногами, боязнь становится качеством, органически присущим ему. Ходунов уважает мнение только тех, кто стоит по служебной лестнице выше него, и потому для него такой маленький человек, как суфлер Бережкова, — нуль без палочки. Но Бережкова — человек самостоятельный, и Ходунов боится ее. Нельский сильно проводит сцену об’яснения Ходунова с Бережковой в конце первого действия. Он, как директор, пытается накричать на нее и — не смеет, вместо крика получается истерическая жалоба.
Но как же такому руководителю обращаться с коллективом, с подчиненными ему людьми? Нельский мастерски раскрывает эволюцию Ходунова как руководителя. Если он, как, может быть, встарь, когда-то, позволяет себе иронию и начальственный тон в отношении к безответному администратору Зигфриду, в котором еще меньше самостоятельности (что великолепно передает артист Маслов), то со всеми другими работниками он иной. Ходунову приходится прятать свой страх, выкручиваться, изворачиваться, и Нельский блестяще передает все это. Уже нет солидного директорского шага, а появляется семенящая походка, все чаще сменяющаяся на бег «петушком», все чаще фальшивые жалобы на всякие болезни с эффектным жестом руки к пояснице. Все чаще в обращении к недовольным актрисам умилительно-ласкательные «милочка», «миленькая» и поспешный, все извиняющий поцелуй в щечку... А в целом образ получился цельный, сатирически сильный. Ходунов, как общественное явление, оказался обнаженным и во всей своей неприглядной наготе выставлен на всеобщее осмеяние. В этом главная удача спектакля.
Рядом с беспринципностью, а точнее — из-за нее расцветают и возвеличиваются пустоцветы, ведут безмятежную жизнь бездельники и, наоборот, замалчивается труд действительно творческих, но скромных людей, культивируется презрительное пренебрежение к нижестоящим, так называемым маленьким людям, «винтикам». В спектакле целый букет таких образов.
Вот главный режиссер театра Аристарх Хлопушкин. Какой это в исполнении артиста Прошина упоенный собственным величием деятель! Изысканный костюм, полный достоинства жест, проникнутая необыкновенным пафосом речь. А за всем тем — мелкая, тщеславная душонка, духовное убожество, куриный кругозор и куриные же помыслы — протащить свою супругу, бездарную актрису, за счет других — молодых и талантливых, на первую роль.
А «маститый драматург Пузырев»? — артист Пахомов в короткой сцене, в немногих репликах показывает во весь рост и саму эту знаменитость, и ту основу, на которой она держалась. Пузырев снисходительно выслушивает льстивые похвалы в свой адрес — они ему приятны, но они надоели. Ему интереснее пиво, чем разбор его пьесы. Бесцеремонно развалясь в кресле, напустив на себя меланхолически-усталый вид, он равнодушно слушает льстивые речи. Он даже готов снизойти до того, чтобы выслушать мнение такого «маленького» человека, как суфлер. Но раздается действительная критика пьесы и равнодушия как и не бывало. «Это типичная вылазка... Это глубоко порочное выступление мы обсудим особо!» — зло произносит он. И зрители видят: Пузырев ходил в знаменитостях не только с помощью льстецов: он глушил критику в свой адрес.
Запомнится зрителю и бездельник приспособленец Купюрцев в исполнении артиста Троицкого, а также супруга главного режиссера Настырская. Играющие ее роль артистки Комиссарова и Аверичева, как и артистка Кривцова в роли Инги Христофоровны, правильно поняли образы своих героинь — бесталанных, но с необыкновенными претензиями, актрис, которые держатся на сцене только благодаря влиянию своих именитых супругов.
Жизнеутверждающая сила спектакля в том, что его авторы и исполнители, предав осмеянию Ходунова и его окружение, показали, как свежий ветер критики уносит аромат этого дурно пахнущего букета. И молодое, творческое начало, поддержанное здоровыми силами и внутри и вне коллектива, расцветает в театре. Суфлер Бережкова — ее роль строго, скупыми, но выразительными штрихами рисует артистка А. Д. Чудинова — совершает большое дело, не допускает халтурную пьесу на сцену, добивается постановки действительно полноценного произведения. Под влиянием Бережковой и ее товарищей, увлеченный молодежью, раскрывает свой незаурядный талант очередной режиссёр Зонтиков. Тепло, сдержанно подает его образ артист Север — в его герое и робость, и честность, и хорошая скромность труженика.
Пьеса Д. Угрюмова «Кресло № 16» написана в форме комедии-водевиля, и в ней немало легких водевильных положений, увлечение которыми могло увести режиссуру и исполнителей от главной темы, в какой-то степени обесценить спектакль. Этого не случилось. Наоборот, постановщик — режиссер В. А. Давыдов умело использовал элементы водевиля, чтобы усилить сатирическое начало произведения. В постановке проявлено много творческой выдумки и изобретательности. Быстро сменяющиеся сцены придают спектаклю динамичность. Оригинально задумано и исполнено оформление спектакля. Чтобы усилить его сатирическое звучание, сделать его более ярким, впечатляющим, художник А. М. Левитан использовал различные эффекты, в том числе светящиеся краски. Режиссер Давыдов и художник Левитан достигли органического единства действия и оформления. Удачно музыкальное сопровождение (композитор Н. Г. Грунский).
Есть в спектакле и недостатки. Главный из них — длинноты. Некоторые сюжетные линии остались незавершенными, отдельные исполнители не использовали всех возможностей своих ролей. Из-за невыразительности не достигает цели сценка с выходом Федора Волкова, Шекспира, Мольера, Грибоедова, Гоголя. Но не об этом сегодня хочется говорить. Спектакль в целом получился острый, веселый, интересный.
И. СТЕПАНОВ
«Северный рабочий», 1958, 8 июня
Актёры
![](/upload/resize_cache/iblock/356/224_224_1/3567ed8ec487e798bc719a337d884c25.jpg)
Юрий Караев
Кресло № 16
![](/upload/resize_cache/iblock/f8e/224_224_1/f8e078a5ab14c200cf0f1b0c6c06ddc0.jpg)
Леонтий Полохов
Кресло № 16
![](/upload/resize_cache/iblock/e85/224_224_1/e856b17718733a9bd1f1f760239f7629.jpg)
Александра Чудинова
Бережкова Капитолина Максимовна, суфлер драматического театра, в прошлом актриса
![](/upload/resize_cache/iblock/ae9/224_224_1/ae91508c872cdefbee37286f9d0ed896.jpg)
Елизавета Карташёва
Бережкова Капитолина Максимовна, суфлер драматического театра, в прошлом актриса
![](/upload/resize_cache/iblock/7b3/224_224_1/7b3b441375d05502c78aacc966f960b5.jpg)
Владимир Манихин
Паша Самоцветов, ее племянник, молодой зоотехник
![](/upload/resize_cache/iblock/993/224_224_1/99330b134274b1cf09a81c96b05f4e67.jpg)
Пётр Прошин
Хлопушкин Аристарх Витальевич, главный режиссер театра
![](/upload/resize_cache/iblock/f30/224_224_1/f30e85f327429c87c5a61ab03d9ad758.jpg)
Софья Аверичева
Настырская Ангелина Павловна, его жена, актриса
![](/upload/resize_cache/iblock/4c7/224_224_1/4c7a7b3d33512ed91d0e999c50987950.jpg)
Вера Комиссарова
Настырская Ангелина Павловна, его жена, актриса
![](/upload/resize_cache/iblock/e8b/224_224_1/e8b1d0bf3bd3d5c992ee4ce35e26daab.jpg)
Валерий Нельский
Ходунов Борис Семенович, и. о. директора театра
![](/upload/resize_cache/iblock/cb3/224_224_1/cb3d7b43e1bd05b98de63bf61cf5c03f.jpg)
Пётр Маслов
Зигфрид, начинающий администратор
![](/upload/resize_cache/iblock/4ad/224_224_1/4ad1aba73a588641458348db37de7c95.jpg)
Елизавета Василевская
Дуся, буфетчица
![](/upload/resize_cache/iblock/1d2/224_224_1/1d2068eee7150eee574d32e2d466f61e.jpg)
Валентина Петровская
Дуся, буфетчица
![](/upload/resize_cache/iblock/cb4/224_224_1/cb4453d64a8ee7f2347ff565e6b4cb12.jpg)
Н.В. Пахомов
Игнат Пузырев, драматург
![](/upload/resize_cache/iblock/d21/224_224_1/d21a056bfa2479242c15df62108235f3.jpg)
Елена Кривцова
Инга Христофоровна, его жена
![](/upload/resize_cache/iblock/01e/224_224_1/01e52c13a658cee74224fd42c91b0d73.jpg)
Николай Север
Зонтиков Самсон Саввич, очередной режиссер
![](/upload/resize_cache/iblock/80c/224_224_1/80c907243242796cca15fa3848964ed2.jpg)
Владимир Троицкий
Купюрцев, зав. литчастью театра
![](/upload/resize_cache/iblock/d48/224_224_1/nz6ije86c7xht4m9tnuj07evq8vprrjo.jpg)
Елена Сусанина
Юля Трепетова, молодая актриса
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Л. Новикова
Галя Леденцова, молодая актриса
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
В.А. Свинцицкий
Славка Кольчугин, молодой актёр
![](/upload/iblock/a05/a05523a1f53c7c2bf44e469e65df34cc.jpg)
Леонид Куклин
Корней Егорыч, бутафор
![](/upload/resize_cache/iblock/1fb/224_224_1/1fbace33fc610cf9faee92d301e9548d.jpg)
Сергей Ромоданов
Товарищ Зыкин
![](/upload/resize_cache/iblock/444/224_224_1/444e330b567e6aae5f7288b1112a0bf9.jpg)
Иван Аристархов
Товарищ Зыкин
![](/upload/resize_cache/iblock/abb/224_224_1/abbe01eb60546358f4b6d1143caa665a.jpg)
Владимир Соколов
Помощник режиссера / Гоголь
![](/upload/resize_cache/iblock/a67/224_224_1/a6785d24e5003bae0ff7908b2cd6f124.jpg)
Николай Кузьмин
Фёдор Волков
![](/upload/resize_cache/iblock/1aa/224_224_1/1aa9ddb03b3d817a1385162e58035a26.jpg)
Феликс Мокеев
Шекспир
![](/upload/resize_cache/iblock/865/224_224_1/86501aad9a99a331cd760085044ab6d8.jpg)
Феликс Раздьяконов
Мольер
![](/upload/resize_cache/iblock/bce/224_224_1/bce058dc3dabbf128bfa82f2e446a4f5.jpg)
Виктор Грозовский
Мольер
![](/local/templates/volkovnew/images/person.png)
Учащиеся театральной студии
билетёры, актёры, рабочие сцены, осветители, пожарные
![](/upload/resize_cache/iblock/b0c/224_224_1/b0cc7e419f71b60ee71a00ed3d74352c.jpg)
Мария Беляева
Бережкова (ввод)
![](/upload/resize_cache/iblock/baa/224_224_1/baaa29237afbba0491f5f242a16495d9.jpg)
Владимир Аршинов
Самоцветов (ввод)