Сергей Комиссаров

заслуженный артист РСФСР

КОМИССАРОВ Сергей Михайлович (4(17) июля 1891, Москва — 1963, Москва) — актёр Волковского театра в 1939 — 1957 гг., режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1947).
.


Сергей Комиссаров родился в богатой семье, имевшей купеческие корни.

Отец — Михаил Герасимович Комиссаров (1867−1929), предприниматель, юрист, меценат, надворный советник, публицист, землевладелец — владел имением Дубасово и стекольным заводом во Владимирской губернии. Происходил из купеческой семьи. Личный дворянин. Кадет. С 1906 — член I Государственной Думы от Владимирской губернии. Был одним из основных пайщиков-вкладчиков Московского художественного театра и членом его правления. В 1918 году, лишившись всего состояния, Комиссаров поступил на работу в МХТ управляющим делами, позже был помощником бухгалтера, а потом стал секретарем правления. Дважды арестовывался ЧК.

Мать — Мария Петровна Смирнова (1867—1936), дочь знаменитого купца и промышленника Петра Арсеньевича Смирнова и Натальи Александровны Таракановой.


Сергей Комиссаров сначала пошёл по стопам отца, окончив юридический факультет Московского университета.

В период Великой (Первой мировой) и Гражданской войн — секретарь и санитар передового передвижного хирургического отряда.

После революции (1917) учился в школе МХТ у С. Г. Бирман и С. В. Гиацинтовой. Первая роль на профессиональной сцене — Аптекарь в комедии А. Франса «Немая жена» (пост. Н. П. Асланов, выпускающий реж. К. С. Станиславский; премьера состоялась 24 апреля 1919 на сцене 2-й Студии МХТ).


По окончании школы в составе группы актеров МХТ во главе с О.Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качаловым и И. Н. Берсеневым выехал на гастроли в Харьков (1 июня 1919). Спустя месяц, отрезанные от Москвы наступлением А. И. Деникина, в условиях Гражданской войны актеры вынуждены были продолжить свое турне в южных городах России, Грузии, а затем (через Константинополь) — в Европе. В гастрольных спектаклях Комиссаров играл роли: Алеши («Братья Карамазовы» по роману Ф.М. Достоевского), Епиходова (А.П. Чехов «Вишневый сад»), Медведева (А.М. Горький «На дне»).

После раскола т.н. «качаловской группы» (1921) остался за границей в составе группы актеров-невозвращенцев. С 1922 название группы: «Зарубежная группа артистов МХТ»; после приглашения работать в Праге — «Пражская группа» (сезон 1923/24−1927). С 1922 по 1927 участвовал во всех ее спектаклях. В сотрудничестве с режиссерами Н. О. Массалитиновым и М. Н. Германовой создал образы Сатина (А.М. Горький «На дне»), Арнхольма (Г. Ибсен «Женщина с моря»), Каренина (Л.Н. Толстой «Живой труп»), Дядьки (Еврипид «Медея»), Гриши Расплюева (А.Н. Островский «Бедность не порок») и мн. др. Издавал рукописный журнал.


После 1927 вернулся в СССР. Работал в областных российских театрах: Омский драматический театр (с 1931), Ивановский драматический театр (1935−1938). Постановщик и исполнитель роли поручика Ярового в пьесе К. А. Тренева «Любовь Яровая». Другие роли: Очерет (В.М. Гусев «Слава»), рабочий Буранов (К.А. Тренев «На берегу Невы»), Круча (А.Е. Корнейчук «Банкир»), диверсант Келлер (братья Тур и Л. Р. Шейнин «Очная ставка»), Король (У. Шекспир «Гамлет»), Любим Торцов (А.Н. Островский «Бедность не порок»), Скупой Рыцарь (А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»), Фамусов (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и мн. др. Выступал в гастрольных спектаклях Театра МОСПС (Московского областного совета профессиональных союзов, с 1938 — Театр им. Моссовета) в Свердловске (лето 1934). Играл в театре в г. Кинешме.


С осени 1939 — режиссёр и актёр в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г. Волкова, где проработал до выхода на пенсию (1957), сыграв более 65 ролей и поставив десять спектаклей. Был первым художественным руководителем и преподавал мастерство актёра в Студии, созданной при Ярославском драматическом театре (1943; последний выпуск состоялся в 1949). Во время Великой Отечественной войны — участник фронтовых бригад (театрально-концертных коллективов, выступавших перед бойцами Красной Армии в прифронтовой полосе, в госпиталях и т. п.). В послевоенное время работал в Ярославской филармонии; как мастер художественного слова выступал с чтецкими программами.


Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». В 1947 г. ему было присвоено Почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».


Жена — артистка Вера Комиссарова.


Сергей Михайлович умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).


Младшие братья также стали актёрами: Герасим Михайлович (1900 — 1973) служил в Волковском театре, Александр Михайлович (1904 — 1975) с 1925 до конца жизни состоял в труппе МХАТа. В спектакле «Дни Турбиных», который так любил Сталин, Александр Герасимов играл Николку Турбина. В фильме «Цирк» исполнил роль конструктора-любителя Шурика Скамейкина. С 1954 был профессором в школе-студии МХАТ. Заслуженный артист РСФСР (1943), народный артист РСФСР (1948).

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Шереметев — «Пётр I» А.Н. Толстого
Хельмер — «Нора» Г. Ибсена
Фон Вальтер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Коробов — «Ленин в 1918 году» А. Каплера и Т. Златогоровой
Цыганов — «Варвары» М. Горького
Манасе Вандерстратен — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова
Забелин — «Кремлёвские куранты» Н. Погодина
Кулыгин — «Три сестры» А.П. Чехова
Окаёмов — «Машенька» А. Афиногенова (1941)
Рембо — «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва
Берсенев — «Разлом» Б. Лавренёва
Казарин — «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
Людендорф — «Генерал Брусилов» И. Сельвинского
Лыняев — «Волки и овцы» А.Н. Островского
Осип — «Ревизор » Н.В. Гоголя
Самоквасов — «Чудаки» М. Горького
Воронцов — «Так и будет» К. Симонова
Нароков — «Таланты и поклонники» А.Н. Островского
Баркасов — «Парусиновый портфель» М. Зощенко
Ян Грубек — «Под каштанами Праги» К. Симонова
Кнуров — «Бесприданница» А.Н. Островского
Смирнов — «Секрет Победы» В. Соловьёва
Иван Константинович — «Офицер флота» А. Крона
Войницкий — «Дядя Ваня» А.П. Чехова
Мамаев — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Виноградов — «Победители» Б. Чирскова
Фамусов — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Остроумов — «Великая сила» Б. Ромашова
Левкоев — «Софья Ковалевская» Братьев Тур
Азаров — «Давным давно» А. Гладкова
Граф де Граншан — «Мачеха» Оноре де Бальзака
Булавин — «Рождение мира» по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам»
Окаёмов — «Машенька» А. Афиногенова (1949)
Генри Мак-Хилл — «Заговор обречённых» Н. Вирты
Троекуров — «Дубровский» по роману А.С. Пушкина
Батурин — «На той стороне» А. Барянова
Вышневский — «Доходное место» А.Н. Островского
Купец — «Аленький цветочек» И. Корнауховой и Л. Браусевича
Зайчиков — «Тайная война» В. Михайлова и Л. Самойлова
Гаев — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Эрл Скундлер — «Голос Америки» Б. Лавренева
Достигаев — «Егор Булычов и другие» М. Горького
Частухин — «Кандидат партии» А. Крона
Гильем Ферм — «Битва за жизнь» М. Волиной и Е. Шатровой
Дурново — «Семья» И. Попова
Орвил Мезон — «Закон Ликурга» по роману Т. Драйзера «Американская трагедия»
Буткевич — «Незабываемый 1919-й» В. Вишневского
Актёр — «На дне» М. Горького
Ляпкин-Тяпкин — «Ревизор» Н.В. Гоголя
Брабанцио — «Отелло» У. Шекспира
Дудукин — «Без вины виноватые» А.Н. Островского
Богомолов — «Сомов и другие» М. Горького
Клёнов — «Третья молодость» Братьев Тур
Абрезков — «Живой труп» Л.Н. Толстого
Антонио (ввод) — «Два веронца» У. Шекспира
Дубравин — «Огненный мост» Б. Ромашова
Больной старик — «Сказка» М. Светлова
Епишкин — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
Белов — «Журбины» О. Табачниковой
Сахаров — «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова
Фа Бэнь — «Пролитая чаша» А. Глобы
Камердинер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Аверин — «В добрый час!» В. Розова
Кучумов — «Бешеные деньги» А.Н. Островского
Дорн — «Чайка» А.П. Чехова
Василий Васильевич — «Настоящий человек» по повести Б. Полевого
Шуйский — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого
Пан Дульский — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Синьор Бальбоа — «Деревья умирают стоя» А. Касоны
Лемм — «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева



РЕЖИССЁРСКИЕ ПОСТАНОВКИ

«Кремлёвские куранты» Н.Погодина. Режиссер С. Комиссаров. Художник Н. Медовщиков

«Машенька» А. Афиногенова. Режиссер С. Комиссаров. Художник А.Ипполитов (1941).

«Золушка» Т. Габбе (спектакль театральной студии). Режиссер С. Комиссаров. Художник В. Векентьева. Премьера – 1 мая 1944 г.

«Кремлёвские куранты» Н. Погодина. Режиссер С. Комиссаров. Художник Н. Медовщиков. Возобновление спектакля 1940 г. Премьера – 21 апреля 1945 г.

«Бесприданница» А.Н. Островского. Режиссер С. Комиссаров. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 12 апреля 1946 г.

«Девушка-гусар» Ф. Кони / «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба (дипломный спектакль театральной студии). Режиссер С. Комиссаров. Художник В. Векентьева. Премьера – 26 мая 1946 г.

«Старые друзья» Л. Малюгина (дипломный спектакль театральной студии). Режиссер С. Комиссаров. Художник А.И. Ипполитов. Премьера - 27 июня 1946 г.

«Двадцать лет спустя» М. Светлова (выпускной спектакль студии театра). Режиссер С. Комиссаров. Художник В. Векентьева. Премьера – 23 июля 1947 г. 

«Вас вызывает Таймыр» К. Исаева и А. Галича. Режиссер С. Комиссаров. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 13 мая 1948 г.

«Аленький цветочек» Л. Браусевича и И. Карнауховой. Режиссер С. Комиссаров. Художник И. Шретер. Премьера – 4 января 1950 г.

«Мораль пани Дульской» Г. Запольской. Режиссер С. Комиссаров. Художник А. Ипполитов. Премьера – 18 декабря 1956 г.

«Хрустальный башмачок» Т. Габбе. Режиссер С. Комиссаров. Художник В. Векентьева. Премьера – 30 декабря 1957 г.



Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги