Премьера - 28 апреля 1956 г.
Основная сцена
3 часа с двумя антрактами
Публикации
Северный рабочий, 1956, 15 мая
Государственный театр имени Ф. Г. Волкова показал ярославским зрителям свою новую работу — спектакль «Царь Федор Иоаннович». Это — историческая трагедия, написанная известным поэтом и драматургом второй половины прошлого пека, автором нашумевшего в свое время романа «Князь Серебряный», Алексеем Константиновичем Толстым.
События, о которых повествуется в драме «Царь Федор Иоаннович», относятся к концу XVI столетия. Во главе русского государства тогда оказался слабовольный, ограниченный, фанатически религиозный сын Ивана Грозного Федор. Он крайне тяготился своим положением и всячески избегал государственных дел, предпочитая их богомольным поездкам по церквам и монастырям. Вся верховная власть фактически находилась в руках царского родственника Бориса Годунова.
Глубокое, антагонистическое противоречие между двумя дворцовыми группировками положено в основу трагедии «Царь Федор Иоаннович». «Борьба происходит не между главным героем и его оппонентами, как во всех драмах, — писал в своих комментариях к пьесе А. К. Толстой, — но между вторыми героями: две партии в государстве борются за власть — представитель старины князь Шуйский и представитель реформы Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным Федором, как орудием для своих целей».
Симпатии А. К. Толстого явно на стороне» князя Шуйского, изображенного в пьесе благородным рыцарем, защитником «правды». Это — результат мировоззрения автора, крупного аристократа по своему происхождению, находившегося в плену реакционных взглядов на историю русского государства. Но, как большой художник, А. К. Толстой, помимо своей воли, дает правдивую реалистическую картину царствования Федора Иоанновича, выделяя при этом прогрессивную роль «правителя царства» Бориса Годунова.
Перед постановщиком спектакля режиссером Т. А. Кондрашёвым стояла трудная задача: не нарушая авторского замысла и концепций, исторически правильно показать на сцене весь ход событий, развертывающихся в пьесе. На наш взгляд, эта задача решена успешно. В спектакле переплелись, как неразрывное целое, и государственные дела, и личные судьбы основных героев трагедии.
Царь Федор Иоаннович в исполнении заслуженного артиста республики В. С. Нельского — жалкая, смешная в своем бессилии фигура пигмея, оказавшегося в центре беспощадной дворцовой борьбы. Однако В. С. Нельский не утрирует недостатки Федора, не прибегает к шаржированию даже в такие моменты, когда это очень легко сделать. С тонким мастерством артист лепит глубоко человечный образ незадачливого царя, пытающегося примирить непримиримое, боящегося смотреть прямо в глаза суровой жизненной действительности.
Необычайной сложностью и противоречивостью отличается один из центральных персонажей спектакля — Борис Годунов.
Народный артист РСФСР С. Д. Ромоданов нашел верные оттенки для обрисовки противоречивой натуры Годунова. Акцентируя внимание на его горячих, искренних стремлениях к укреплению могущества русской земли, артист избегает соблазна подчеркнуть отрицательные черты Бориса, вывести его закоренелым злодеем-карьеристом.
Несколько спорно, как нам кажется, раскрывает образ князя Ивана Петровича Шуйского с большим искусством исполняющий роль заслуженный артист республики С. М. Комиссаров. Не слишком ли облагорожен Шуйский? Конечно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что А. К. Толстой горячо симпатизирует ему, что для него он нашел особо теплые краски. Но в своих методах борьбы за власть Шуйский недалеко ушел от Годунова. Что же касается его социального лица, то это — безусловный реакционер, «удельный князь», как его называет один из второстепенных героев пьесы.
В пьесе «Царь Федор Иоаннович» с большим числом действующих лиц—всего три женские роли. Главная из них — царица Ирина Федоровна, сестра Годунова. Это — глубоко трагическая роль. Дальновидная и сердечная, тяжело переживающая бесхарактерное поведение мужа, Ирина вначале пытается выступать против брата. Но вероломство Шуйского, замыслившего дать Федору другую жену, делает Ирину верной единомышленницей Годунова. «Пути сошлися наши!» — говорит он сестре в заключительной сцене спектакля.
Роль Ирины сдержанно и подкупающе просто исполняет артистка М. А. Беляева.
Менее выразительным получился образ княжны Мстиславской в исполнении артистки В. П. Нельской. Если в сцене встречи со своим женихом — князем Шаховским (артист Ф. М. Мокеев) она верно выражает охватившее девушку чувство, то в эпизоде разлучения ее с любимым появляется некоторая скованность. Мстиславская—Нельская слишком равнодушно, без боли, отказывается пойти вслед за женихом. Ведь Мстиславская и дальше будет продолжать борьбу за него, и только смерть разлучает любящие сердца.
Тип предприимчивой свахи—сводни не нов в русской драматургии. Он неизменно присутствует во многих произведениях А. Н. Островского. Но в пьесе «Царь Федор Иоаннович» сваха Василиса Волохова наделена некоторыми новыми качествами. Она — участница дворцового заговора. Зная ее страсть к деньгам, правая рука Годунова Андрей Клешнин посылает ее в Углич с заданием способствовать убийству царевича Дмитрия. Под внешним видом озорной, любящей деньги бабы заслуженная артистка О. Д. Иванова, талантливо исполняющая роль Василисы, показывает хладнокровную, расчетливую соучастницу преступления.
В короткой эпизодической роли столетнего жителя Москвы Богдана Курюкова выступает заслуженный артист РСФСР И. П. Бросевич. С присущим ему мастерством он вызывает у зрителей большое впечатление. Богдан Курюков — живая история. В простоте душевной он рассказывает Федору о злодеяниях царского рода: «...А казней-то и мук, / И пыток уж каких мы насмотрелись!»
Даже недалекий Федор не выдерживает этих рассказов и резко прерывает увлеченного своими воспоминаниями старика.
Богдан Курюков — единственная колоритная фигура из представителей народа. Правда, он не принадлежит к числу крестьянской массы. С давних пор Курюков живет в Москве, занимаясь торговым делом. Но в его бессвязной старческой речи проглядывают подлинные мысли народа, стонавшего от боярских междоусобиц, бесчисленных поборов и изнурительного крепостного труда.
В пьесе отсутствуют прямые указания на положение крестьян. А именно в период царствования Федора Иоанновича произошло их окончательное закабаление. До этого крестьянам разрешалось ежегодно в осенний Юрьев день, по своему желанию, выполнив предварительно все обязательства, переходить от одного помещика к другому. Федор Иоаннович покончил с этим порядком. Крестьяне навсегда становились собственностью помещика, «прикреплялись» к земле.
В спектакле несколько раз встречаются массовые сцены. Наиболее удачны среди них — в царской палате и в саду Шуйского. Малоубедительной получилась массовая сцена на площади перед Архангельским собором. Толпящиеся у входа в собор нищие и юродивые чересчур статичны. Они почти никак не реагируют на все, что происходит вокруг них.
Но не эти, хотя и существенные, недостатки решают судьбу постановки. В целом получился интересный, содержательный спектакль. Успеху его значительно способствовали вдумчиво, с исторической точностью сделанные декорации (художник — заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Н. Медовщиков). Много оригинальности проявлено в шумовом оформлении спектакля: возгласы толпы у царского дворца, хор Архангельского собора и т. д.
Не будет ошибкой утверждать, что это — один из наиболее удачных спектаклей театра имени Ф. Г. Волкова в нынешнем сезоне.
Л. ПАВЛОВ.
Актёры
Валерий Нельский
Царь Фёдор Иоаннович, сын Иоанна Грозного
Степан Шмаков
Царь Фёдор Иоаннович, сын Иоанна Грозного
Мария Беляева
Царица Ирина Фёдоровна, его жена, сестра Годунова
Тамара Никольская
Царица Ирина Фёдоровна, его жена, сестра Годунова
Сергей Ромоданов
Борис Фёдорович Годунов, правитель царства
Григорий Белов
Борис Фёдорович Годунов, правитель царства
Сергей Комиссаров
Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода
Иван Аристархов
Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода
Владимир Соколов
Дионисий, митрополит Всея Руси
Юрий Караев
Варлаам, архиепископ Крутицкий / Князь Фёдор Шуйский
Владимир Троицкий
Иов, архиепископ Ростовский
Юрий Горобец
Духовник царя Фёдора
Н.В. Пахомов
Князь Василий Иванович Шуйский, племянник князя Ивана Петровича
Сергей Юматов
Князь Андрей Шуйский
Лев Дубов
Князь Дмитрий Шуйский
Дмитрий Бондарев
Князь Иван Шуйский
Леонтий Полохов
Князь Мстиславский
Феликс Мокеев
Князь Шаховской
Павел Поляков
Михайло Головин
Валериан Соколов
Андрей Петрович Луп-Клешнин, бывший дядька царя Фёдора
Анатолий Поляков
Андрей Петрович Луп-Клешнин, бывший дядька царя Фёдора
Г.И. Карякин
Князь Туренин
Валентина Нельская
Княжна Мстиславская, племянница князя Ивана Петровича и невеста Шаховского
Лариса Малюкова
Княжна Мстиславская, племянница князя Ивана Петровича и невеста Шаховского
Ольга Иванова
Василиса Волохова, сваха
Галина Петрова
Василиса Волохова, сваха
Иосиф Бросевич
Богдан Курюков, сторонник Шуйского
Пётр Прошин
Иван Красильников, сторонник Шуйского
Николай Север
Голубь-отец, сторонник Шуйского
В.М. Морозов
Голубь-сын, сторонник Шуйского
Пётр Маслов
Федюк Старков, дворецкий князя Ивана Петровича
В.А. Иванов
Царский стремянной
Владимир Аршинов
Стольник
Игорь Налётов
Слуга Бориса Годунова
А.И. Шувалов
Ратник
Татьяна Шаврина
Сенная девушка
Артисты театра
бояре, боярыни, боярышни, торговые люди, слуги, стрельцы, нищие
Владимир Манихин
Князь Андрей Шуйский / Голубь-сын (вводы)
Феликс Раздьяконов
Князь Дмитрий Шуйский / Князь Андрей Шуйский (вводы)
Н.П. Воробьев
Андрей Петрович Луп-Клешнин, бывший дядька царя Фёдора (ввод)
Сергей Константинович Тихонов
Князь Туренин (ввод)
Людмила Нельская
Княжна Мстиславская (ввод)
Григорий Свободин
Богдан Курюков (ввод)
Леонид Куклин
Богдан Курюков (ввод)
Елизавета Бурченко
Сенная девушка (ввод)
Елена Сусанина
Сенная девушка (ввод)