Ознакомьтесь с правилами перед походом в театр!

Лидия Макарова

заслуженная артистка РСФСР

МАКАРОВА (Шишигина) Лидия Яковлевна (25 марта 1917, г. Никольск-Уссурийский (с 1956 — Уссурийск) Приморской обл. — 1 августа 2004, Ярославль) — актриса Ярославского театра им. Волкова в 1960 — 1982 годах, Заслуженная артистка РСФСР (17.09.1958).


Родилась в многодетной семье, в которой было 11 детей. В 17 лет пришла в театральную студию при уссурийском Доме Красной армии, которой руководил 26-летний Фирс Шишигин, и влюбилась в него с первого взгляда. По ее воспоминаниям, он же в нее влюбился значительно позже, когда, встречая компанией новый, 1935 год, она исполнила под его аккомпанемент блатную песенку «Мурка». «Я счастлива как актриса и как женщина. Мы с Фирсом Ефимовичем прожили 50 лет как один день. Не каждой женщине выпадает такое», — нередко говорила Лидия Яковлевна. А ведь жизнь Шишигина и Макаровой легкой не назовешь.

В 1938 году Шишигина арестовали. Макарову, у которой незадолго перед арестом мужа родился сын Володя, исключили из студии, никуда не брали на работу. Шишигин не сдавался. Написал пять писем Сталину. Защищал себя, отстаивал свою невиновность. Возможно, сыграли роль его письма, однако, скорее всего, он был причислен к необоснованным жертвам ежовских репрессий (нарком НКВД Ежов вскоре был расстрелян). Шишигин вернулся домой, в свой театр, к семье. Два года отсутствия сделали Фирса с его богатырским телосложением «доходягой» с потухшими глазами, больным пеллагрой. Возвращение к жизни было долгим и мучительным.

Потом была война. Работали оба в театре Спасска Дальнего, объездили весь Дальний Восток, поддерживая концертами тружеников тыла и раненых бойцов.

В 1946 — 1947 гг. Шишигин и Макарова работали в Ставропольском драматическом театре, в 1947 — 1953 — в Московском театре драмы и комедии, в 1953 — 1956 — в Сталинградском драматическом театре, в 1957 — 1959 — в Воронежском драматическом театре. С 1960 — в Ярославском театре драмы им. Ф.Волкова. В 1965 — 1982 гг. преподавала актерское мастерство в Ярославском театральном училище.

Лидия Яковлевна сыграла множество замечательных ролей. В ее репертуаре в молодые годы были и Настя в горьковском спектакле «На дне», и Катарина в «Укрощении строптивой». В Ярославле на Волковской сцене она сыграла Василису Мелентьеву, Вассу Железнову, королеву Анну («Стакан воды» Скриба), Клеопатру Львовну Мамаеву («Мудрец» Островского), Василуцу («Каса маре» Друцэ). И везде ее главными темами были женственность и любовь, психологические проникновения в тайны женской души, путешествие в тончайшие лабиринты женского сердца.

На Волковской сцене она дебютировала в 1961-­м в «Василисе Мелентьевой» А. Н. Островского. Ее героиня, виртуозно владеющая искусством любовного соблазна, завлекала самого Ивана Грозного! В прессе тут же появились остерегающие отзывы с предосудительными оценками: и пьеса не та выбрана, и главный персонаж — не столько царь, сколько сомнительная Мелентьева! А Лидия Макарова купалась в своей стихии! Ее Василиса смотрела «лукавыми глазами» и разговаривала «с манящим смехом на устах открытых». По­-рабски льстила царице Анне, хитро плела паутину вокруг своего избранника Андрюши Колычева и уговаривала его отравить свою соперницу — царицу. Ярославцы были восхищены и тонкой мастерской игрой новой актрисы, и уровнем спектакля — Ивана Грозного играл Сергей Ромоданов, вместе с Лидией Макаровой они составили красивый, мощный и сильный актерский дуэт.

Потом она выходила на сцену в роли императрицы Екатерины Второй в «Федоре Волкове». В серебряном парике, в парчовом, расшитом платье с кринолином, царственно­-гордая, удивительно поэтичная, светлая и… наивная. Неожиданная краска — лицедейски разыгранная императрицей наивность Екатерины Второй, ее природное актер­ство придавали образу остроту интриги и особый драматизм.

Чего в ней никогда не было — голого декларативного пафоса. Она всегда выделялась, даже когда играла крестьянку во «Власти тьмы». Она словно появилась из другой страны. Она не была бытовой, она всегда была выше. И это сверхначало было женское начало. Оно преобладало, звало, утверждалось и торжествовало — в ней всегда проявлялась Ее величество женщина.

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Сталинградский драматический театр:
Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира)
Настя («На дне» М. Горького)
Елена Кармина («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Соловьева)
Воронежский драматический театр им. А. Кольцова:
Виринея («Виринея» Л. Сейфуллиной)

 
Ярославский театр драмы им. Ф. Г. Волкова:
Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. Гедеонова)
Василуца («Каса маре» И. Друцэ)
Екатерина II («Федор Волков» Н. Севера)
Мария Нагая («Царь Юрий» В. Соловьева)
Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского)
Королева Анна («Стакан воды» Э. Скриба)
Васса Железнова («Васса Железнова» М. Горького)
Саша («Семья Плахова» В. Шаврина)
Мать («Панфиловцы» И. Назарова)
Елагина («Хозяева жизни» Ю. Чепурина)
Калугина («Сослуживцы» Э. Брагинского)
Сабурова («Единственный свидетель» А. и П. Тур)
Королёва («Мятеж на Волге» И. Назарова)
Вера Васильевна («Гнездо глухаря» В. Розова)
Тетушка Руца («Птицы нашей молодости» И. Друцэ)
Дунька («Любовь Яровая» К. Тренева)
Прасковья («Солдатская вдова» Н. Анкилова)
Катерина («Ожидание» А. Арбузова)
Матрена Квашнина («Алкины песни» А. Иванова)
Госпожа Пернель («Тартюф» Мольера)
Госпожа Простакова («Недоросль» Д. Фонвизина)
Хлестова («Горе от ума» А. Грибоедова)
Матрена («Власть тьмы» Л. Толстого)
Люси Купер («Уступи место завтрашнему дню» по пьесе В. Дельмара «Дальше — тишина»)
Мокеиха («Исполнение желаний» Ю. Черняка)
Сенаторша Хармелиус («Юстина» X. Вуолийоки)
Атуева («Дело» А. Сухово-Кобылина)
Костомарова («Штурманы грядущих бурь» Н. Севера)

ПРЕССА

Драч Л. История любви // Северный край, 2002, 17 июля.
Ваняшова М. Лабиринты женского сердца // Северный край, 2007, 27 марта.
Ваняшова М. Парадоксы и прозрения Фирса Шишигина // Северный край, 2008, 30 августа.
Фирс Шишигин: «Люблю жить в актёре!» Статьи, воспоминания / авт.-сост. М.Г. Ваняшова. – Ярославль, 2012.



Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги