Валентина Нельская

актриса театра в 1945-1991 гг.

НЕЛЬСКАЯ-БУЛАТОВСКАЯ Валентина Павловна (1920, Смоленск — 11 мая 1991, Ярославль) — актриса театра им. Ф. Волкова в 1945 — 1991 гг. (с перерывом 1947 — 1955).
Валентина Милёнушкина (такой была её девичья фамилия) окончила театральное училище в Минске, где её и застала Великая Отечественная война. В период оккупации работала в музыкально-драматическом театре г. Белостока под руководством известного польского режиссера Александера Венгерко. Первой ролью была Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше. Сам Венгерко играл в этом спектакле главную роль — Фигаро. В 1942 году он был арестован фашистами и погиб. Сейчас его имя носит театр в Белостоке.

После освобождения Белостока Красной армией Валентина Милёнушкина переехала в Смоленск. В сезоне 1944−45 гг. в Смоленском драматическом театре сыграла две роли: Софу и Нонну — в пьесе «Сотворение мира» Н. Погодина. В смоленском театре она познакомилась с будущим мужем Валерием Сергеевичем Булатовским, игравшим под псевдонимом Нельский.

В 1945 г. вместе с мужем Валентина была приглашена в Ярославский драматический театр им. Ф.Волкова. Их поселили прямо напротив театра — в гостинице № 2, бывшей Кокуевской. Там 13 ноября 1947 г. Валентину Павловну и арестовали. МГБ вспомнило, что во время войны актриса была в оккупации, где, чтобы не умереть с голоду, работала в театре. 24 февраля 1948 года она была приговорена по 58 статье части первой (измена родине) к 25-летнему лагерному сроку! И можно сказать, что Валентине ещё повезло: статья 58−1 предусматривала высшую меру наказания, но 26 мая 1947 года смертная казнь в СССР была отменена (вновь её ввели в январе 1950 года). Почти 8 лет провела Валентина Нельская в колымских лагерях. Всё это время муж и маленькая дочь ничего не знали о её судьбе. Только в самом конце 1955 года её освободили за отсутствием состава преступления.

В 1956 году город выделил хорошую квартиру в новом доме на улице Свободы ведущему актёру театра Григорию Акинфовичу Белову, только что получившему звание Народного артиста СССР. О том, что случилось потом, рассказала в «Северном крае» профессор М. Г. Ваняшова: «Квартира Белову понравилась. Высокие потолки, просторные комнаты. Вечером после спектакля он поднялся к себе по узкой деревянной лестнице. Сказал жене Екатерине Алексеевне, начавшей готовиться к переезду: „Знаешь, к Валерию жена приехала…“. Ситуация была драматическая. Вернулась будто из небытия, из гулаговских лагерей, Валентина Павловна Нельская, жена Валерия Сергеевича. Из ее жизни было вырвано почти десять лет. Нельский уже не надеялся на возвращение супруги, он попытался было создать другую семью. Но в пятьдесят шестом началось великое и трагическое возвращение… Приезд Валентины Павловны многое менял в жизни Нельского. Были живы еще его старики-родители, воспитывавшие маленькую Милу. Надо было решать, как жить, где жить. Григорий Акинфович, не задумываясь, передал квартиру другу, товарищу по сцене. Он сделал это сам, по собственному разумению, по первому зову души как русский интеллигент».

Оставшиеся им 35 лет Нельские прожили в доме № 54 по улице Свободы — теперь об этом напоминает мемориальная доска. И все эти годы были верны друг другу и ставшей для них родной Волковской сцене. Народный артист России Виктор Гвоздицкий, выпускник Ярославского театрального института, вспоминает, как возвращались они домой после спектакля или репетиции: «Перед выходом Валерия Сергеевича Нельского из [театрального] подъезда непременно выпархивала Валентина Павловна Нельская. Красавица! Пленительная, шумная, хохочущая на морозном воздухе… Кажется, в беличьей шубке и легких кожаных башмачках…». И все эти годы Валентина Нельская ждала, когда государство признает свою вину за отнятые у неё лучшие годы: полностью реабилитирована она была лишь в 1990-м.

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Тамара / Зоя — «Пять вечеров» А. Володина
Катя — «Весенние скрипки» А. Штейна
Анна Петровна — «Иванов» А.П. Чехова
Незнакомка — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Вики — «Остров Афродиты» А. Парниса (ввод)
Амелия Грубер — «Кредит у нибелунгов» Фрица Куна
Женщина, на которой он женился — «Четвёртый» К. Симонова
Елена — «Дети солнца» М. Горького
Ксения — «Палата» С. Алёшина
Галя — «Хочу верить» И. Голосовского
Неделина — «Перед ужином» В. Розова
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Гетманова — «Глубокая разведка» А. Крона
Участница спектакля «Печорин» по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Аглая — «Семья Плахова» В. Шаврина (ввод)
Лариса — «Тяжкое обвинение» Л. Шейнина
Барабанова, врач — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
Марина Мнишек — «Царь Юрий» В. Соловьёва
Барковская — «Мятеж на Волге» И. Назарова
Монна Меа — «Немой рыцарь» Ёне Хелтаи
Либанова — «Где тонко, там и рвётся» И.С. Тургенева
Кира Бармина — «Человек и глобус» В. Лаврентьева
Дорота — «Такие времена» Е. Юрандота
Татьяна — «Враги» М. Горького
Нелли — «Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар
Анастасия — «Посольский дневник» по роману С. Дангулова "Дипломаты"
Стелла Леонидовна – «Единственный свидетель» Ариадны и Петра Тур
Джоан Гибсон – «Круги ада» А. Насибова
Панаева — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера
Волконская — «Дети России» Л. Шейнина
Мать Валентины — «Валентин и Валентина» М. Рощина
Полуэктова — «Человек со стороны» И. Дворецкого
Степанида – «Солдатская вдова» Н. Анкилова
Юлия Николаевна — «В этом милом старом доме» А. Арбузова
Нина Кармина — «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва
Тоня — «Долги наши» Э. Володарского
Донна Анна — «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина
Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Нина Сергеевна — «Четыре капли» В. Розова
Клавдия Жуховец — «Власть» А. Софронова
Надежда Милованова — «О странностях любви» В. Пановой
Мелипольская — «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Баюшкина — «Драма из-за лирики» Г. Полонского
Люсия — «Ожидание» А. Арбузова
Панова — «Любовь Яровая» К. Тренева
Замятина — «Репетитор» Г. Полонского
Кристекова — «Мелодия для павлина» О. Заградника
Тётя Соня — «Спешите делать добро» М. Рощина
Сенаторша Хармелиус — «Юстина» Х.Вуолийоки
Долли – «Сваха» Т. Уайлдера
Фемида, мать Прометея — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Нина Ивановна – «Ретро» А. Галина
Галина Степановна – «Комната» Э. Брагинского
Графиня — «Моя профессия – синьор из общества» Дж. Скарначчи, Р. Тарабузи
Ганна – «Вечер» А. Дударева
Г-жа Янкович — «ОБЭЖ» Б. Нушича
Эмма Рейхель – «Спасение» А. Салынского
Бекешина — «Виноватые» А. Арбузова
Мария Ивановна – «Серебряная свадьба» А. Мишарина
Раневская – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Герцогиня Эттинген – «Олимпия» Ф. Мольнара

ПРЕССА

Гвоздицкий В. Письмо Солопову // Театральная жизнь, 2003, № 6. С. 49-51. 
Ваняшова М. Никто не принял бы его за актёра // Северный край, 2005, 17 декабря.
Ваняшова М. Мелодия для актёра // Северный край, 2006, 15 ноября.


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги