Премьера - 19 декабря 2020 года
Основная сцена
2 часа 40 минут с антрактом
Участвует в программе "Пушкинская карта"
Режиссёр спектакля – художественный руководитель Волковского театра Сергей Пускепалис считал, что сегодня эта пьеса особенно актуальна. «Очень для многих сегодня эгоцентризм, доведённый до невероятных степеней, становится ведущим в жизни, – говорил Сергей Витауто. – Любой ценой люди стараются добиться успеха, не понимая, что почти всегда он становится разрушительным для них же».
Как Герострату удалось успешно манипулировать мнением своих сограждан, почему вместо осуждения горожане готовы были вознести его на вершину власти, где тот предел, который может быть поставлен на пути злодея – об этом театр предлагает поразмышлять зрителям спектакля «…Забыть Герострата!»
В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Храм простоял сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды...
Пьесу «…Забыть Герострата!» драматург Григорий Горин написал в 1972 году. Свой интерес к этому сюжету он объяснял так:
«Помимо своей воли я стал мысленно возвращаться к зловещей фигуре маленького торговца из города Эфеса… Я начал диалог с Геростратом, я пытался спорить с ним, иногда пытался понять его, иногда рукоплескал ему, восхищаясь его ловкостью и изворотливостью, но в конце диалога не выдерживал и хватал в руки нож… Герострат добился того, чего хотел, – о нём помнят. Но в этой победе таится его поражение и его гибель. Забыть о нем – значит простить ему всё. Помнить о нём – значит не смириться с ним, не простить ему ничего и никогда…»
Пресса
Российская газета Радио России – Ярославль Ярновости Российская газета Коммерсант Вести-Ярославль Страстной бульвар Ярославский РегионЛитература
Читать пьесу Григория ГоринаВидеозапись
ВидеоАктёры
Александра Чилин-Гири
Человек театра
Илья Коврижных
Герострат
Валерий Соколов
Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.
Сергей Стёпин
Тиссаферн, повелитель Эфеса, сатрап персидского царя.
Юлия Знакомцева
Клементина, жена Тиссаферна
Татьяна Коровина
Клементина, жена Тиссаферна
Алексей Кузьмин
Клеон, архонт-басилей Эфеса
Валерий Кириллов
Крисипп, ростовщик
Константин Силаков
Первый горожанин
Олег Павлов
Второй горожанин
Андрей Симонькин
Третий горожанин
Людмила Пошехонова
Эрита, жрица храма Артемиды
Руслан Халюзов
Тюремщик
Елена Шевчук
Богиня
Ольга Старк
Богиня
Ирина Наумкина
Богиня
Яна Иващенко
Богиня
Алёна Тертова
Богиня
Наталья Мацюк
Богиня
Анна Ткачёва
Богиня
Мария Маврина
Богиня
Авторы и создатели
Сергей Пускепалис
Режиссер-постановщик
Сергей Карпов
Режиссер
Алексей Вотяков
Художник постановщик
Игорь Есипович
Музыкальное оформление
Дмитрий Зименко (Митрич)
Художник по свету
Фагиля Сельская
Художник по костюмам
Елена Соболева-Пугачёва
Хореограф
Анна Искратова
Ассистент режиссёра
Отзывы
Наталья
Первый поход в первый русский театр или #шальнаятеатрица вещает
Если бы старуха Шапокляк вчера посетила премьеру спектакля «Забыть Герострата» в Ярославском государственном академическом театре, ее рецензия начиналась бы с «Я же говорила, хорошими делами прославиться нельзя!»
Спектакль повествует о греке, которому в 350х годах до н.э. в голову пришла «блестящая» идея сжечь храм Артемиды в Эфесе (колоссальная монументальная постройка, которая, если бы не он, стояла бы до сих пор) с одной лишь целью - прославиться и оставить своё имя в истории.
Постановка отличная - смелая, актуальная, злободневная, талантливая. Сергей Пускепалис сумел преподнести эту трагикомедию так, что весь спектакль (как часто бывает и в жизни) ты внешне смеёшься, в внутри все разрывает от ужаса.
Я понимаю, что за эти две тысячи лет было множество трагичных кейсов, основанных на аналогичной мотивации, но почему-то кажется, что сейчас с распространением соц.медиа их больше и эти больные губительные мысли посещают головы людей все чаще. Все эти школьники с автоматами, мечтающие, чтобы их показали в новостях, аварии на дорогих тачках, смерти во время стримов и прочая дичь как результат страстного желания стать известным самым простым, не требующим большого ума, таланта или стараний путём.
Я мечтаю, чтобы в нашем обществе люди знали и помнили имена созидателей - режиссёров, писателей, музыкантов, предпринимателей, ученых, архитекторов, художников и изобретателей.
Я надеюсь, что этот спектакль побудит зрителя создавать это общество каждый на своём уровне.
Сейчас популярен внутренний туризм - соберётесь в славный тысячелетний Ярославль, при выборе дат возьмите в расчёт театральную афишу ;)
Людмила
Спектакль очень понравился: в сценарии ни одного лишнего слова, режиссёрское видение безупречно, смело и нескучно! Собственно, у меня лишь одно замечание: к костюмам. Всех хорошо одели, подумали о женщинах (Клементина), даже о злодеях (тесть Герострата), а о главном герое как будто забыли. Вернее, забыли, видимо, о том, что женщины, от части, тоже любят глазами. Актёр имеет право быть обычным человеком, но на сцене хочется видеть Героя, пусть и отрицательного...короче говоря, "костюм" Герострата в виде набедренной повязки, кажущейся из зала не очень свежей , на фоне остальных , сияющих белизной и стразами, несколько выпадает из контекста. Тем более, мне лично показалось, что при всей внутренней раскрепощённости, актёру и самому было не очень удобно два с лишним часа быть голым на виду у всех. Возможно, уместней выглядел бы костюм на подобие Клементины: имитация голого тела, но слегка загорелого и подретушированного под мускулы. Повязка тоже должна контрастировать, быть белой, и не важно, по статусу она бедняку, или нет. Это зрелище, оно должно быть красивым. Но всем вам,так или иначе, огромное СПАСИБО!!! Доставили удовольствие ОДНОЗНАЧНО!!! Поэтому и пишу!!! Но прошу: Оденьте Герострата!!!)))
Алименкова Людмила
Смотрели с дочерью 05.12.2021 спектакль "...Забыть Герострата!" Очень понравилось. Задумки режиссера замечательны. Трагикомедия удалась. Очень интересно обыграна связь времен. Прекрасный реквизит и световое оформление. Спасибо за мастерство артистам. Браво Валериям Кириллову и Соколову.
Спасибо авторам и создателям !!!
Получили огромное удовольствие!!!
Ольга
Спасибо за подаренный праздник!!! Посмотрела спектакль "Забыть Герострата!" на гастролях театра в Москве. Пьеса, постановка, игра каждого актера, декорации, музыка, костюмы - восторг!!! В Москве уже давно нет таких спектаклей, после которых поднимается настроение. Иногда приезжаю к вам в Ярославль, а тут вдруг вы сами приехали и подарили радость! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!Всем творческих успехов и здоровья!
МАрина
Москва покорена! Не самая легкая пьеса Григория Горина "легла" на сердца столичного зрителя. Труппа Первого русского в очередной раз доказала, и чужие стены помогают рассказать о самых страшных человеческих пороках, о преступлении и неминуемом наказании. Даже если наказание - цена собственной карьеры, и, возможно, цена собственной жизни. Честь превыше всего. Как это хорошо забыто в наше время... Спасибо всем причастным к созданию спектакля!
Лариса
Потрясающий спектакль, как никогда актуально.,, делай, что хочешь.. не бойся богов.. не думай о людях.. И будет тебе слава.'' Только современные геростраты рушат не только каменные стены, но и людские жизни
Ольга
Добрый вечер! Не знаю можно ли здесь оставить свой отзыв....но очень хочется....сегодня была на премьере спектакля "...Забыть Герострата!"....очень ждала...обожаю Сергея Пускепалиса...люблю все его роли.... Сегодня спектакль превзошёл все ожидания! Супер!!!! Талант, ум, красота, душа!!!!! ВСЕ КЛАСС!!!!! Свет, музыка , сцена, актёры.....во всем чувствуется вкус Мастера! Видно, что проделана колоссальная работа! И это того стоит! Спасибо
Анна
Из-за сильной любви возводят храмы, а не уничтожают их.
"Забыть Герострата!" Григорий Горин
Вчера мы побывали на спектакле ...Забыть Герострата! по пьесе драматурга Григория Горина.
Режиссёр спектакля – художественный руководитель Волковского театра Сергей Пускепалис, что для меня было особенно ценно, т.к. я ещё ни разу не была на спектаклях, поставленных Сергей Витауто. Хотелось почувствовать этого режиссёра.
И вы знаете, проникновенность и погружение – это ключевая характеристика этой постановки. С первой минуты и до того момента, как артисты вышли на поклон, я включилась в действие настолько, что иногда создавалось впечатление того, что я - одно из действующих лиц спектакля.
Постоянно автор и режиссёр пьесы ставят зрителя перед выбором: а как бы поступил ты в этой ситуации?
Главный герой спектакля Герострат символизирует собой грехи человеческой сущности, искусно опутывая своими сетями и ослепляя людей, встречающихся на его пути. Он поднимает скрытое от глаз и хорошо маскируемое за правильностью истинное лицо каждого героя пьесы: жадность, тщеславие, жажда успеха, ложь, заносчивость. Каждый, кто встречается по сценарию спектакля с Геростратом проходит некий экзамен на человечность и не испорченность. К сожалению человек – настолько слабое создание, что не в силах устоять перед соблазном, затмившим разум и закрывшим глаза пеленой. А, сойдя со своей дороги, обычно ты катишься под откос уже по инерции и остановиться возможности мало. Так и в спектакле все герои, совершая тот или иной проступок просто не могли уже остановиться, их, как снежный ком накручивали пороки.
Плохой Герострат в том, что поджёг храм или хороший, что, выявляя слабости человеческие на поверхность, он проявлял людей, как раньше фотографы проявляли плёнку фотографии, решаешь ты для себя сам. Именно ценность спектакля в этом, что выводы здесь у каждого свои.
И знаете ли, не всё так плохо с человеческими слабостями, есть люди, которым правда и совесть не чужды вовсе. Олицетворением таковых в пьесе выступил Клеон - архонт-басилей Эфеса. Отстаивая правду и честь, он не отступал от этих принципов, как бы сложно ни было их доносить. На минуту создалось впечатление того, что Герострат сможет опутать своими сетями пороков и Клеона, напрочь разуверив в силе правды. Но, к счастью, это было только минутное заблуждение и правда восторжествовала, рассеяв темное ярким лезвием кинжала.
Браво артисты Волковского! Браво Сергей Пускепалис!
Смотреть обязательно всем!
Валентина
Проживаю в Москве, Ярославль место моей душевной силы.Режиссёр спектакля – художественный руководитель Волковского театра Сергей Пускепалис
Александр
Большинство имен, чьим трудом создана наша цивилизация и культура, среднестатистический обыватель не помнит. В ежедневной суете мы растим и воспитываем детей, пытаемся заработать и урвать свой кусочек земного счастья. Кто-то делает это честным трудом, кто-то, познав суровую реальность, научился «вовремя подменять черного петуха», кто-то, обличенный мнимой властью, имеет возможность менять и подминать законы по своему усмотрению. Находятся и битые неудачники, которые для перформанса могут в одиночку разрушить храм, например, храм Артемиды Эфесской, и вот уже это имя помнят и знают все. И все начинают искать высокие цели для объяснения его, по сути, безумного поступка. Делай что хочешь, не бойся богов, не думай о людях… Но даже если ты и ловкий малый, не все и всех можно просчитать…
Не храм разрушен, но все то, что дорого нам, во что мы верили и чем жили, уничтожен весь привычный уклад. Масштаб разрушений обусловлен не тем, что перформансист великий гений злодейства, а тем, что перекрытия каменного храма деревянные и слабые - общество съедаемо изнутри пороками: алчностью, тщеславием, фанатизмом, коррупцией, изменой и ложью… Рушится все и сразу…. Забыть Герострата не удастся, его можно только убить… Лучше в себе… И тогда храм будет построен снова… И надо постараться запомнить имена, иначе все повториться опять….
Я покорен увиденным спектаклем по пьесе Г.Горина. В восторге от образа Кресиппа в исполнении В.Кириллова. Сердечные пожелания здоровья и творческого долголетия В.Соколову.
Валентина
продолжу свой, случайно прерванный, отзыв... Давно мечтала побывать в этом знаменитом старинном театре. В свой день рождения , решила сделать себе подарок, забронировала билет на "Забыть Герострата", о спектакле знала только, уважаемых, автора пьессы Григория Горина и режиссера постановщика Сергея Пускепалиса, специально приехала из Москвы в Ярославль 10 сентября. Скажу просто Я В ВОСТОРГЕ !!! Театр красоты замечательной ! Работа режиссера и актёров, ВСЕХ, великолепная !!! Я не искушонный профессиональный зритель, но в финале прослезилась, думаю это благодаря огромному таланту
всех создателей спектакля . СПАСИБО БРАВО !!!