Премьера - 10 декабря 2021 года
Основная сцена
1 час 30 минут без антракта
Участвует в программе "Пушкинская карта"
Российский государственный академический театр имени Фёдора Волкова при поддержке историко-культурного комплекса «Вятское» и его создателя, лауреата Государственной премии РФ Олега Жарова представляет спектакль-концерт «От Некрасова до Некрасова», посвящённый 200-летию со дня рождения поэта.
Традиция отмечать юбилеи нашего великого земляка имеет давнюю историю. Так, 10 декабря 1971 года, к 150-летию Николая Алексеевича Некрасова, волковцы показали премьеру спектакля «Штурманы грядущих бурь» по пьесе ярославского драматурга Николая Севера. Спектакль, поставленный народным артистом СССР Фирсом Шишигиным, рассказывал о последних годах жизни Некрасова. Роль поэта сыграл народный артист России Владимир Солопов.
Новый спектакль, который поставил народный артист России Валерий Кириллов, построен на произведениях поэта. Либретто создал актёр и поэт Олег Грисевич. Композитор Игорь Есипович написал оригинальную музыку в стиле русского фолк-рока, поэтому песни на известные стихи Некрасова звучат современно, и в то же время точно передают неповторимую мелодию некрасовской поэзии.
В спектакле занята почти половина труппы Первого русского. Главную роль играют народный артист России Валерий Кириллов и заслуженный артист России Николай Зуборенко. Некрасов в их исполнении будет таким, каким его знает с детства каждый человек, говорящий на русском языке. Но на протяжении всего спектакля рядом с «известным» Некрасовым будет появляться и «неизвестный». Сразу несколько актёров, сменяя друг друга, перелистают страницы биографии и творчества поэта. Среди них будут Некрасов-подросток, Некрасов-студент, журналист и издатель, картёжник и бонвиван, помещик и охотник. Зритель увидит разного Некрасова – непривычного, необычного, лишённого хрестоматийного глянца.
Все песни на стихи Некрасова звучат в живом исполнении актрис и актёров театра. Музыка также рождается прямо на сцене, а музыканты становятся полноправными участниками спектакля. Будет на сцене даже небольшая передвижная звонница с набором колоколов. В спектакле много танцев и массовых сцен, поставленных хореографом Еленой Соболевой-Пугачёвой.
Актёры

Наталья Асанкина

Илья Варанкин

Иван Горячев

Виталий Даушев

Кирилл Деришев

Михаил Емельянов

Юлия Знакомцева

Николай Зуборенко
Некрасов

Семён Иванов

Яна Иващенко

Кирилл Искратов

Сергей Карпов

Валерий Кириллов
Некрасов

Татьяна Коровина

Алексей Кузьмин

Елена-Ярослава Мазо

Мария Маврина

Наталья Мацюк

Ирина Наумкина

Людмила Пошехонова

Андрей Симонькин

Ольга Старк

Ануар Султанов

Алёна Тертова

Анна Ткачёва

Руслан Халюзов

Александра Чилин-Гири
Авторы и создатели

Олег Грисевич
автор либретто

Валерий Кириллов
режиссёр-постановщик

Игорь Есипович
композитор

Сергей Шишков
художественное оформление

Дмитрий Зименко (Митрич)
художник по свету

Елена Соболева-Пугачёва
хореограф

Светлана Алексеева
художник по костюмам

Владлена Любимовская
видео

Наталья Мундум
помощник режиссёра
Отзывы
Степанов Валентин Николаевич
Этого спектакля еще нет в репертуаре Волковского театра. Говорят, премьера будет только осенью. А появился он как совместный проект театра и Историко-культурного комплекса «Вятское» и приурочен к 200-летию Н.А. Некрасова. Эту идею поддержал Олег Константинович Жаров лично. К сожалению, летние премьеры в Вятском отменены.
Спектакль рассчитан на открытое пространство, в нем чувствуется (и ожидается) простор – ширь небес и бескрайний горизонт. Их иллюзию блестяще создают Сергей Шишков (сценическое оформление) и Дмитрий Зименко (Митрич) (свет).
Декорации лаконичны, даже минималистичны – только самое функциональное: фасад деревянного дома на заднике, скамьи, шесты с шапками-ушанками, два подиума с музыкальными инструментами и микрофонами в глубине, ветродуи-вентиляторы, жестяные ведра в ряд на авансцене, рында у правой кулисы и ленты с бубенцами – с двух сторон сцены. Вот и весь реквизит. Но у каждого предмета своя роль – в руках актеров. Каждое сценическое «ружье» стреляет в свой черед – ничего лишнего или забытого.
А когда включается свет – тысячью софитов «на оси», - фасад на заднике окрашивается разноцветными картинами, а в небе над сценой зажигаются солнца и звезды, на сцене иногда ползает туман и круговертит конфетти. Космос русской жизни, ее мифологема.
Спектакль задуман как баттл («перебранки») – «известного» Некрасова с его «неизвестными» alter ego. Либретто написал Олег Грисевич. Заслуженный артист России Николай Зуборенко - в роли маститого Некрасова. А в роли трикстеров - блестящий мужской ансамбль волковской труппы: Руслан Халюзов, Виталий Даушев, Алексей Кузьмин, Семен Иванов, Илья Варанкин, Сергей Карпов, Кирилл Искратов, Иван Щукин, Михаил Емельянов, Андрей Симонькин. Радостно было вновь увидеть на сцене Ануара Султанова и Кирилла Деришева.
В ткань спектакля вплетены, как сейчас принято говорить - теги: ИЗВЕСТНЫЙ – НЕИЗВЕСТНЫЙ – БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ… Но просится еще один или даже несколько: НЕОЖИДАННЫЙ – НЕЖДАННЫЙ. Режиссер, постановочная группа и волковская труппа показали Некрасова, которого публика не ожидала увидеть, но вот случилось – нежданно-негаданно.
Режиссер спектакля народный артист России Валерий Кириллов показал Некрасова БЕЗ пены социалистического реализма, без его черно-белой монотонности, в полном блеске и мощи народной стихии – образов, тем, сюжетов, слов и оборотов. Словно мы увидели Некрасова сквозь трехслойный фильтр Прокудина-Горского.
Путь публики лежит ОТ Некрасова хрестоматийного, стереотипного ДО Некрасова «без ретуши» и К Некрасову «личностному». Это нужно увидеть – всем поколениям, всем землякам и гостям, всем. Для одних это будет удивлением, для других – открытием, но уверен: для всех – потрясением.
Перед самым началом, в фойе театра, Валерий Кириллов произнес показавшиеся мне поначалу странными слова: «Сегодня в поэтической форме будет?»
Весь вечер после генерального прогона искал у Некрасова строки, способные передать хотя бы приблизительно то, что испытал на спектакле. Не нашел.
Это совсем не значит, что в спектакле нет некрасовского текста, наоборот, все построено на нем – его стихах, воспоминаниях о нем, его биографии. Но вот эмоции – другие, не-некрасовские: буйные, яркие, слепящие, оглушающие.
Нет, дорогой Валерий Юрьевич, поэтической формы не будет – не смогу, не слажу. Пусть за меня это сделают другие.
Наверное, отдаленно это можно услышать в строках из «Кому на Руси жить хорошо»: Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется – Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ!
В этом праздничном буйстве кирилловский Некрасов похож на малороссийского Гоголя.
В костюмах Светланы Наумовой чувствуются живописные аллюзии на передвижника Константина Маковского, но – сильнее и по духу – на театральные работы Льва Бакста, Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
А по цветовой гамме – не поверите! – на Субрата Гангопадхи (https://www.facebook.com/subratagangopadhyayart/).
Художник по костюмам смело ломает традиционную геометрию мужского костюма, играет цветными пятнами-лоскутами, бахромой, меховыми накладками и аксессуарами.
Женские костюмы роскошны. Яркие платья-ротонды (русские «матрёны») с навершиями в виде кичек, венков и тюрбанов. Их коловращения сродни магическому кружению суфиев.
Хореография Елены Соболевой-Пугачевой вдохнула жизнь в традиционные русские народные пляски – гулянья, хороводы, кадрили, плясовые. Особенно хороши сюжетные сценки, в которых актеры через движение передают человеческие эмоции - счастье и боль, умиротворение и удаль.
Композитор Игорь Есипович использовал в своей музыке лиризм и мелодичность русской народной песни. В хоровых аранжировках сильные актерские голоса сплетают сложную полифонию и вплетают контрапункт, традиционные песенные техники соединяются с современным миксом. Мощные полифонические композиции («Зеленый шум», «Матушка Русь / Ты и убогая, ты и обильная») оттеняются тонкими и лиричными в исполнении Натальи Асанкиной, Александры Чилин-Гири, Алены Тертовой и Ануара Султанова - в образах Зинаиды Николаевны и Николая Алексеевича).
В новой постановке возник тончайший сценический синтез разных искусств.
Валерий Кириллов раскрыл труппу, вернул ярославской публике все, что она так любит в многоголосой, поющей и танцующей, многоликой и удалой Волковской труппе.
Юрий Архипов
Спектакль ещё не видел,но глядя на фото,легко представить это на сцене ! Порадует исполнение песен=ожидаю нечто, трогающее душу ЛЮБОГО человека,хотя знаю: дело можно сделать ещё лучше, обогатив его знанием и любовью...
Нина Аксенова
22 февраля я очередной раз побывала в любимом театре им Ф.Волкова. Смотрела спектакль "От Некрасова до Некрасова".
Билеты подарили мне дети в честь моего юбилея.
Спектакль подготовлен к двухсотлетию со дня рождения великого поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Великое событие для России вспоминать такого талантливого русского поэта. И хотя я много помню из школьной программы, я восхищаюсь, как великолепно показано творчество и его биография, юность в ярославской деревне и жизнь в Санкт-Петербурге. Суровый характер отца и кроткость матери, красивейшие слова о величии русской женщины. И характер каждого персонажа так восхитительно описаны поэтом и с большой любовью донесено до зрителя. Спасибо исполнителям за умение это сделать. Я после спектакля даю себе слово больше прочитать Н.А.Некрасова. Многое для меня ново. Спектакль поставлен великолепно. Я посмотрела его на одном дыхании. Отмечаю, что было хорошо слышно, понятно, великолепное музыкальное сопровождение. Спасибо режиссеру Игорю Кириллову за великолепную работу.
Всем создателям спектакля здоровья, творческих успехов.
Аксенова Нина Алексеевна, 80 лет, Ярославль