Григорий Белов

народный артист СССР

БЕЛОВ Григорий Акинфович (18 декабря 1895, деревня Вахонькино, Череповецкий уезд, Новгородская губерния — 13 сентября 1965, Ярославль) — Заслуженный артист РСФСР (1936), Народный артист РСФСР (1949), Народный артист СССР (1956), Лауреат Сталинской (1949) и Государственной (1956) премий, актер Академического театра драмы имени Ф. Г. Волкова в 1924-1925 и в 1945—1965 гг.
Родился в учительской семье, жил и учился в Череповце. В юности играл в любительских спектаклях.

В 1914-м Григорий Белов приехал в Петербург и поступил учиться на актерский курс Юрьева. Но с началом Первой мировой войны Белов был мобилизован в армию. Служил артиллеристом, бомбардиром-наводчиком на батарее.

С 1917 года — актер провинциальных театров России. В сезоне 1924-1925 гг. играл в Ярославском театре им. Ф.Г. Волкова. Семь лет — в 1933—1940 годах —  работал в Архангельском театре.

В годы Великой Отечественной войны был актером фронтовых бригад. В составе актерской группы театра Ленсовета он много раз выезжал на передовые позиции Ленинградского фронта.

С 1945 года Белов — актер Волковского театра. В 1948 году на экраны страны выходит фильм Александра Довженко «Мичурин» с Григорием Беловым в заглавной роли. Этот фильм приносит артисту подлинную славу, большую известность и Сталинскую премию СССР (1949).

В последующие годы Белов продолжает много сниматься, оставаясь в центре репертуара Волковского театра. Он любил острые, характерные роли. В спектакле «Федор Волков» (постановка Ф. Шишигина) Белов исполнил роль директора и драматурга первого русского театра Сумарокова. Актер играл трагедию человека, не понятого, отброшенного, отстраненного от театра и забытого.

Самой значительной ролью Белова в 60-е годы стала роль ученого Павла Протасова в горьковских «Детях солнца». Романтические порывы и восхищенно-восторженные монологи о природе и назначении Человека были исполнены поэзии и вдохновения.

В острогротесковой философской комедии Ф. Дюрренматта «Физики» (1962) Белов тоже сыграл роль ученого, назвавшего себя великим Эйнштейном. Чудаковатый и одновременно трагический, этот Эйнштейн вместе со своими коллегами укрылся в клинике от безумного мира, готового использовать открытия науки в новой мировой бойне.

Образы, созданные Беловым, несли природную интеллигентность. Русский интеллигент, мягкий и вместе с тем волевой, вдумчивый, углубленный… Тонко чувствующий и умный человек, относящийся с уважением не только к вопросам своего творчества, но и к требованиям производства. «К чести и доблести талантливого русского артиста Белова я отношу чрезвычайную серьезность в творческом труде, удивительное трудолюбие, доверие к режиссеру». Так писал известный советский кинорежиссер Александр Довженко о своих встречах с актером Волковского театра Григорием Акинфовичем Беловым.

Вёл артист и большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Комитета по Ленинским премиям, членом Президиума ВТО (нынешнего Союза театральных деятелей). В 1950 году он был награждён орденом Ленина, первым из актёров-волковцев удостоен высокого звания народного артиста СССР.

М.Г. Ваняшова

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Мелузов — «Таланты и поклонники» А.Н. Островского
Петров — «Под каштанами Праги» К. Симонова
Карандышев — «Бесприданница» А.Н. Островского
Суинни — «Остров мира» Е. Петрова
Молчалин — «Горе от ума» А.С. Грибоедова (ввод)
Громадин — «Воробьёвы горы» А. Симукова
Левкоев — «Софья Ковалевская» братьев Тур
Агишин — «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва
Бессонов / Телегин — «Рождение мира» по роману А.Н. Толстого "Хождение по мукам"
Воропаев — «Счастье» П. Павленко и С. Радзинского
Кардинал Бирич — «Заговор обречённых» Н. Вирты
Макеев — «Чужая тень» К. Симонова
Верейский — «Дубровский» по роману А.С. Пушкина
Гринёв — «Московский характер» А. Софронова
Сэм — «За вторым фронтом» В. Собко
Лавров — «Тайная война» В. Михайлова и Л. Самойлова
Тимошин — «Настя Колосова» В. Овечкина
Частухин — «Кандидат партии» А. Крона
Устинов — «Потерянный дом» С. Михалкова
Никитич — «Семья» И. Попова
Батура — «Калиновая роща» А. Корнейчука
Аркадьев — «Совесть» Ю. Чепурина
Сталин — «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского
Васька Пепел — «На дне» М. Горького
Макар Дубрава — «Макар Дубрава» А. Корнейчука
Яровой — «Любовь Яровая» К. Тренёва
Сомов — «Сомов и другие» М. Горького
Сэм — «Завтра будет нашим» по роману П. Абрахамса "Тропою грома"
Судебный следователь — «Живой труп» Л.Н. Толстого
Хомутов — «Огненный мост» Б. Ромашова
Карпо Сидорович — «Не называя фамилий» В. Минко
Маринелли — «Эмилия Галотти» Г. Лессинга
Дорн — «Чайка» А.П. Чехова 
Крутицкий — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
Адмирал Макаров — «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова
Миллер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Аверин — «В добрый час!» В. Розова
Хлебников — «Персональное дело» А. Штейна
Ромодан — «Крылья» А. Корнейчука
Сысой Псоич — «Свои люди — сочтёмся» А.Н. Островского 
Борис Годунов — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого
Бороздин — «Вечно живые» В. Розова
Василий Фёдорович — «Одна» С. Алёшина
Плакун — «Вечный источник» Д. Зорина
Лемм — «Дворянское гнездо» по роману И.С. Тургенева
От автора — «Гостиница "Астория"» А. Штейна
Никифоров — «Запутанный узел» М. Маклярского и Л. Шейнина
Берсенев — «Разлом» Б. Лавренёва
Кирилл Иванович — «Встреча с юностью» А. Арбузова
Волгин — «Это было...» Д. Горбунова
Иоханнес — «Блудный сын» Э. Раннета
Председательствующий — «Битва в пути» по роману Г. Николаевой 
Человек в мантии — «Такая любовь» П. Когоута
Кулигин — «Гроза» А.Н. Островского
Гвоздилин — «Третья, Патетическая» Н. Погодина
Тимофей Слива — «Стряпуха» А. Софронова
Сердюк — «Иркутская история» А. Арбузова
Сумароков — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Голубь — «Над Днепром» А. Корнейчука
Эммерих — «Кредит у нибелунгов» Фрица Куна (ввод)
Никита — «Тяжёлое ранение» Ю. Чепурина
Ларцев — «Игра без правил» Л. Шейнина
Соболев — «Пора любви» В. Катаева
Протасов — «Дети солнца» М. Горького
Профессор — «Палата» С. Алёшина
Эйнштейн — «Физики» Ф. Дюрренматта 
Черныш — «Хочу верить» И. Голосовского
Зотов — «Под одной из крыш» З. Аграненко
Сумароков — «Фёдор Волков» Н. Севера (1963, вторая редакция)
Егоров — «Перед ужином» В. Розова
Астахов — «Мятеж неизвестных» Г. Боровика
Эскал — «Мера за меру» В. Шекспира
Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Вернер — «Печорин» по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

РОЛИ В КИНО

1948 — «Мичурин» (Иван Владимирович Мичурин — главная роль);
1951 — «Сельский врач» (Арсений Иванович Арсеньев — главная роль);
1952 — «Римский-Корсаков» (Николай Андреевич Римский-Корсаков — главная роль);
1955 — «Земля и люди» (Евсеич);
1956 — «Призвание» (профессор Иван Владиславович Никольский);
1958 — «Ваня» (Гаврила Медведков, дядя Ивана);
1958 — «По ту сторону» (доктор);
1964 — «Москва-Генуя» (Георгий Валентинович Чичерин — главная роль).

НАГРАДЫ

Почётное звание "Заслуженный артист РСФСР" (1936)
Почётное звание "Народный артист РСФСР" (1949)
Сталинская премия (1949)
Орден Ленина (1950)
Почётное звание "Народный артист СССР" (1956)
Государственная премия СССР (1956) 

ПРЕССА

Ваняшова М.Г. Никто не принял бы его за актёра // Северный край, 2005, 17 декабря.
Русский драматический театр. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги