Сергей Тихонов

народный артист СССР

ТИХОНОВ Сергей Константинович (20 июня 1921, Москва — 9 ноября 1992, Ярославль) — Заслуженный артист РСФСР (21.02.1972), Народный артист РСФСР (19.07.1976), Народный артист СССР (5.11.1981), актёр Волковского театра с 1956 по 1992 г.

В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Закончив школу санинструкторов, служил помощником командира взвода санотдела 5-й армии Западного фронта, затем санинструктором 1-й стрелковой бригады Западного фронта. Вынес с поля боя 104 человека, за что в 1942 году был награждён орденом Красной Звезды. С 1942 года был артистом политотдела 42-й гвардейской стрелковой дивизии, с марта по август 1945 года — артистом фронтовой бригады 2-го Украинского фронта. На фронте принял участие в двух с половиной тысячах концертов. Закончил войну артистом ансамбля Киевского военного округа. К ордену Красной Звезды добавились орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

В 1946—1950 годах окончил Московское городское театральное училище (курс В. В. Готовцева), в 1965 году — ГИТИС. Вместе с женой, актрисой (впоследствии народной артисткой РСФСР) Наталией Ивановной Терентьевой работал в Иркутском ТЮЗе (1950—1953) и Псковском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1953—1956). С 1956 года — актёр Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова. За время работы в театре им. Ф. Г. Волкова Сергеем Тихоновым создано больше сотни разнообразных по жанру, ярких по своим актерским решениям образов в произведениях классического русского, зарубежного и современного репертуара.

С первой роли пана Збышко в «Морали пани Дульской» Сергей Тихонов завоевал зрительские симпатии. Затем пошли герои А. Островского: скользкий, как угорь, чиновник Юсов в «Доходном месте», туповатый и одновременно хитроватый Градобоев в «Горячем сердце». В спектакле «Человек и глобус» В. Лаврентьева Сергей Тихонов создал удивительный образ мужественного человека — учёного-атомщика Цветкова, в блокадном Ленинграде «колдующего» над заданием государственной важности. Сам участник Отечественной войны, Сергей Константинович вложил в эту роль все пережитое его поколением в предвоенное и военное время. Актерской манере молодого Тихонова были присуще острота мысли, любовь к эксцентрике, импровизации. Коварен, нагл и осторожен вражеский разведчик Мика Ставинский («Барабанщица»), мягок, человечен и добр Светличный («Океан»), бешен и кипуч Петр III («Федор Волков»), устал и сдержан Вернер («Печорин»).

Актёрский взлёт Сергея Константиновича пришёлся на 70−80-е годы, когда ему довелось играть центральные роли в пьесах Розова, Шукшина, Дударева, Горина, а в русской классике воплощать героев Островского, Чехова, Горького. Тихонов любил острые характеры, лепил их резко, не приглаживая.

С годами пришло глубокое проникновение в психологию персонажа, умение найти тончайшие изменения в его внутренней жизни, «музыку» образа. В этом смысле Тихонова назвали актёром вахтанговской школы. Из лучших ролей Тихонова можно назвать роль Владимира Ильича Ленина в пьесе Чепурина «Снега» и барона Мюнхаузена в «Самом правдивом» Григория Горина. Ленин в исполнении Сергея Тихонова — это страстный мечтатель, устремлённый в будущее, барон Мюнхаузен — поэтичный, влюбленный, остро чувствующий, легко ранимый человек. Он мудр, праздничен и бесстрашен. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в исполнении волковцев стоило увидеть из-за тихоновского Сальери. В его исполнении Сальери — страдающий и ищущий истину человек. Тихонов судит своего героя за личную обворованность, раскрывает его творческую обреченность.

Тридцать пять лет отдано Сергеем Константиновичем Тихоновым Волковской сцене. Обладая самобытным, многогранным талантом, он создал сотни ярких ролей. Жажда творчества у Тихонова проявилась и в его увлечениях, и в педагогической деятельности. Одним из первых пришёл он в созданное в 1962 году Ярославское театральное училище и отдал театральной педагогике 30 лет жизни. Заведующий кафедрой актёрского мастерства, профессор Сергей Константинович Тихонов воспитал множество учеников, работающих ныне в разных театрах России.

Ушёл из жизни 9 ноября 1992 года, похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле.

ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Роли в театре имени Фёдора Волкова:

Пётр — «Такая любовь» П. Когоута
Ставинский — «Барабанщица» А. Салынского
Кинжалов — «Весенние скрипки» А. Штейна
Брисайль — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Львов — «Иванов» А.П. Чехова
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Анастасис — «Остров Афродиты» А. Парниса
Кукса — «Над Днепром» А. Корнейчука
Штробель — «Кредит у нибелунгов» Фрица Куна (ввод)
Светличный — «Океан» А. Штейна
Ряполовский — «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского
Человек, которого он не видел полгода — «Четвёртый» К. Симонова
Фокин — «Знакомьтесь, Балуев!» В. Кожевникова
Нистор — «Каса маре» И. Друцэ
Иконников — «Пора любви» В. Катаева
Яков Трошин — «Дети солнца» М. Горького
Бочаров — «Хочу верить» И. Голосовского
Миусов — «День отдыха» В. Катаева
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (1963, вторая редакция)
Гарри Максвелл — «Мятеж неизвестных» Г. Боровика
Луцио — «Мера за меру» В. Шекспира
Николай — «В день свадьбы» В. Розова
Городулин — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Вернер – «Печорин» по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Семенов — «104 страницы про любовь» Э. Радзинского
Родин — «Панфиловцы» И. Назарова
Тейлор — «Великий Бобби» К. Грущиньского
Октавьо — «Дурочка» Лопе де Веги
Горчичников — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
Доктор Гренок — «Скандальное происшествие...» Дж.-Б. Пристли
Голицын — «Царь Юрий» В. Соловьёва
Ленин / Савин, меньшевик — «Мятеж на Волге» И. Назарова
Доктор Альтус — «Больше не уходи» В. Тура
Шипов — «Бранденбургские ворота» М. Светлова
Марцио, летописец — «Немой рыцарь» Ёне Хелтаи
Капитан Немо — «Тайна покинутого корабля» В. Крепса и К. Минца
Цветков — «Человек и глобус» В. Лаврентьева
Яков Бардин — «Враги» М. Горького
Правдин – «Недоросль» Д. Фонвизина
Гончаров — «Мои знакомые» В. Шаврина
Нуланс — «Посольский дневник» по роману С. Дангулова "Дипломаты"
Ян Шель – «95 – 16» Я. Рудского
Рощин – «Единственный свидетель» Ариадны и Петра Тур
Ленин – «Снега» Ю. Чепурина 
Николай Гаврилович Чернышевский — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера
Фельдмаршал Кейтель — «Дети России» Л. Шейнина
Манагаров — «Человек со стороны» И. Дворецкого
Гусятников — «В этом милом старом доме» А. Арбузова (ввод)
Мак Доннел — «Дорогой мальчик»  С. Михалкова
Оргон — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера
Лампетти — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо
Козулин – «Характеры» по рассказам В. Шукшина
Сальери — «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина  
Волошин — «Погода на завтра» М. Шатрова
Репетилов — «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Селезнев  — «Четыре капли» В. Розова
Комиссар — «Год в тысячу дней» С. Гансовского
Георгий Милованов — «О странностях любви» В. Пановой
Пётр III — «Фёдор Волков» Н. Севера (возобновление, 1975)
Маслов — «День приёма» П. Попогребского
Семеренков – «Тревожный месяц вересень» по роману В. Смирнова
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского
Кутов — «Любовь Яровая» К. Тренева
Нюхин – «Театральные миниатюры» («О вреде табака») А.П. Чехова
Барон Мюнхгаузен – «Самый правдивый» Г. Горина
Валдайцев — «Вина» А. Кургатникова
Ленин — «Юность отцов» Б. Горбатова
Князь Голицын — «Царская охота» Л. Зорина
Ленин – «Революционный этюд» М. Шатрова
Герцог Фредерик — «Как вам это понравится» В. Шекспира
Зонов — «Парадоксальный вариант» Ю. Черняка
Доктор Макаров — «Варвары» М. Горького
Аксакал — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Горас – «Сваха» Т. Уайлдера
Шапюзо – «Наследники Рабурдена» Э. Золя
Пан Дульский — «Мораль пани Дульской» Г. Запольской
Зевс — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Иван Сергеевич – «Исполнение желаний» Ю. Черняка
Яковлев — «Фальшивая монета» М. Горького
Ленин – «Третья, Патетическая» Н. Погодина
Митрич – «Змеелов» по роману Л. Карелина
Сергей Сергеевич — «Зинуля» А. Гельмана
Герберт Фосс – «Спасение» А. Салынского
Василий Сирый – «Серебряная свадьба» А. Мишарина
Симеонов-Пищик – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Огородников – «У моря» В. Розова
Кардин — «Группа захвата» Э. Вериго и А. Осокина
Крис Кристоферсон — «Анна Кристи» Юджина О'Нила
Заморёнов – «Маленькие комедии перестройки» А. Козловского
Градобоев — «Горячее сердце» А.Н. Островского
Папа — «Размазня» Ф.-С. Фицджеральда
Шифонэ — «Хитрая выдумка» Э. Лабиша
Решето, шут — «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого


РЕЖИССЁРСКИЕ ПОСТАНОВКИ

«Веер» К. Гольдони

РОЛИ В КИНО

1973 — «Гончарный круг» (Макар);
1973 — «Назначение» (эпизод);
1977 — «Личное счастье» (Олег Васильевич, секретарь обкома);

1981 — «Женщина в белом» (адвокат Гилмор).

ПРЕССА

Ваняшова М.Г. Романтик на все времена // Северный край, 2006, 20 июня.

Русский драматический театр. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.


Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги