
Валерий Нельский
народный артист CCCР
До войны Валерий Сергеевич работал в театрах Смоленска, Свердловска, Куйбышева. В Куйбышеве театром руководил режиссёр И. А. Ростовцев с которым у Нельского сложился прочный творческий союз.
С началом войны Нельский оказался в театре Западного фронта, созданном на базе Смоленского драматического театра. 6 ноября 1941 года театр был эвакуирован в Красноуральск, позднее его перевели в Муром. 22 сентября 1944 года коллектив вернулся в Смоленск и возобновил работу в освобождённом городе. Тогда же в театр поступила молодая актриса Валентина Милёнушкина, которая вскоре стала супругой Валерия Сергеевича.
В это время Иван Алексеевич Ростовцев руководил Волковским театром. Он и пригласил Нельского вместе с женой переехать в Ярославль. Больше 40 лет отдал Валерий Сергеевич театру им. Ф. Г. Волкова. Множество самых разнообразных ролей было создано артистом за десятилетия творческой деятельности. Среди лучших: Тригорин в «Чайке», Карандышев в «Бесприданнице», Барон в горьковской пьесе «На дне», Петя Трофимов в «Вишневом саде», царь Федор в «Царе Федоре Иоанновиче», Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты» и многие другие. В 1950 году за исполнение роли Макса Венты в спектакле «Заговор обречённых» В. С. Нельскому была вручена Сталинская премия третьей степени.
В.С. Нельский известен и как режиссер. Им поставлены такие разные по сложности и жанру спектакли, как «Лгунья» М. Мэйо и М. Эннекена, «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу, «Палата» С. Алёшина, «Круги ада» А. Насибова, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Женитьба Белугина» А. Н. Островского.
В течение многих лет — с 1960 по 1983 год — Валерий Сергеевич возглавлял Ярославское отделение ВТО. Он был членом ревизионной комиссии Центрального Совета ВТО, заместителем председателя Центральной ревизионной комиссии. Многие годы были отданы им преподавательской деятельности в театральной студии при театре, которую он возглавил в 1947 году, в Ярославском театральном училище и институте. Он был ведущим педагогом актёрского мастерства и многие его ученики до сих пор работают в разных городах страны.
ВСЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ
Теодоро — «Собака на сене» Лопе де Веги (1945)
Карандышев — «Бесприданница»
Олег Кошевой — «Молодая гвардия»
Войницкий — «Дядя Ваня»
Чацкий — «Горе от ума»
Макс Вента — «Заговор обречённых»
Петя Трофимов — «Вишнёвый сад»
Швандя — «Любовь Яровая»
Барон — «На дне»
Тригорин — «Чайка»
Ленин — «Вечный источник»
царь Фёдор — «Царь Фёдор Иоаннович»
Митчел Гарвуд — «Внук короля» Л. Шейнина (1959)
Ленин — «Третья, Патетическая» Н. Погодина (1959)
Пастор Мендерс — «Привидения» Г. Ибсена (1960)
Лебедев — «Иванов» А.П. Чехова (1960)
Ломоносов — «Фёдор Волков» Н. Севера (1960, первая редакция)
Маклей — «Остров Афродиты» А. Парниса (1960, ввод)
Сом — «Над Днепром» А. Корнейчука (1960)
Юстус Вюльфинг — «Кредит у нибелунгов» Фрица Куна (1961)
Иван Фёдорович — «Тяжёлое ранение» Ю. Чепурина (1961)
Минугасов — «Хозяева жизни» Ю. Чепурина (1961)
Штурман — «Четвёртый» К. Симонова (1961)
Фокин — «Знакомьтесь, Балуев!» В. Кожевникова (1962)
Протасов — «Дети солнца» М. Горького (1962)
Новиков — «Палата» С. Алёшина (1962)
Мёбиус — «Физики» Ф. Дюрренматта (1963)
Зайцев — «День отдыха» В. Катаева (1963)
Феофан, настоятель Толгского монастыря — «Фёдор Волков» Н. Севера (1963)
Арган — «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера (1963)
Герцог — «Мера за меру» В. Шекспира (1964)
Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (1964)
Майоров — «Глубокая разведка» А. Крона (1964)
Дипломат — «Печорин» по роману
Генерал Панфилов — «Панфиловцы» И. Назарова (1965)
Драматург Искра — «Страница дневника» А. Корнейчука (1965)
Кляйвист — «Бумеранг» А. Татарского (1966)
Сергей Иванович — «Тяжкое обвинение» Л. Шейнина (1966)
Геннадий Барабанов — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани (1967)
Лорд Болингброк — «Стакан воды» Э. Скриба (1967)
Писатель / Шуйский — «Царь Юрий» В. Соловьёва (1967)
Ленин — «Мятеж на Волге» И. Назарова (1967)
Александр Громов — «Больше не уходи» В. Тура (1967)
Ракитский — «Человек и глобус» В. Лаврентьева (1969)
Скупень — «Такие времена» Е. Юрандота (1969)
Захар Бардин — «Враги» М. Горького (1969)
Стародум – «Недоросль» Д. Фонвизина (1969)
Ленин — «Посольский дневник» по роману С. Дангулова "Дипломаты" (1970)
Борис Иванович – «Единственный свидетель» Ариадны и Петра Тур (1970)
Лавров – «Круги ада» А. Насибова (1971)
Шеф третьего отделения — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера (1971)
Генерал Карбышев — «Дети России» Л. Шейнина (1971)
Грамоткин — «Человек со стороны» И. Дворецкого (1972)
Прыщев – «Солдатская вдова» Н. Анкилова (1972)
Эраст Петрович — «В этом милом старом доме» А. Арбузова (1972)
Клеон — «...Забыть Герострата!» Г. Горина (1973)
Дженнаро — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо (1973)
Дед Наум – «Характеры» по рассказам В. Шукшина (1974)
Мальволио — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1974)
Фамусов — «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1975)
От автора — «Четыре капли» В. Розова (1975)
Степанов — «Власть» А. Софронова (1975)
Феофан — «Фёдор Волков» Н. Севера (возобновление, 1975)
Свистиков — «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1976)
Тёмкин — «День приёма» П. Попогребского (1976)
Писатель — «Здрасьте, я ваша тетя!» А. Кучаева (1976)
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского (1977)
Шурик — «Ожидание» А. Арбузова (1977)
Горностаев — «Любовь Яровая» К. Тренева (1977)
Светловидов — «Театральные миниатюры» А.П. Чехова (1977)
Бургомистр – «Самый правдивый» Г. Горина (1978)
Аким — «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1978)
Дядя Васа — «Госпожа министерша» Б. Нушича (1978)
Титан Гара — «Мелодия для павлина» О. Заградника (1979)
Обух – «Революционный этюд» М. Шатрова (1979)
Головастиков — «Варвары» М. Горького (1980)
Аксакал — «Материнское поле» Ч. Айтматова (1981)
Дед Максим — «Алкины песни» А. Иванова (1981)
Муромский — «Дело» А. Сухово-Кобылина (1981)
Кузьма, бригадир – «Исполнение желаний» Ю. Черняка (1982)
Николай Михайлович – «Ретро» А. Галина (1982)
Кемской — «Фальшивая монета» М. Горького (1983)
Мультик – «Вечер» А. Дударева (1983)
Анатолий Семёнович – «Змеелов» по роману Л. Карелина (1984)
Худобаев — «Светит, да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва (1984)
Христолюбов — «Виноватые» А. Арбузова (1985)
Фирс – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1986)
Плата-Эттинген – «Олимпия» Ф. Мольнара (1987)
РЕЖИССЁРСКИЕ ПОСТАНОВКИ
«Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу
«Круги ада» А. Насибова
«Сослуживцы» Э.Брагинского и Э.Рязанова
«Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
НАГРАДЫ
ПРЕССА
Гвоздицкий В. Письмо Солопову // Театральная жизнь, 2003, № 6. С. 49-51.
Ваняшова М. Никто не принял бы его за актёра // Северный край, 2005, 17 декабря.
Ваняшова М. Мелодия для актёра // Северный край, 2006, 15 ноября.
Ваняшова М. «Должность наша воистину – самая кучерская…» // Северный край, 2008, 21 августа.